Автоматика, связь, информатика. 2025. № 11. С. 7–10
Automation, communications, informatics. 2025. № 11. Р. 7–10
НОВАЯ ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ
Научная статья
УДК 656.259.12
DOI: 10.62994/AT.2025.11.11.002
Автоматический контроль излома рельсов и обрыва дроссельных перемычек
Шаманов Виктор Иннокентьевич1, Денежкин Дмитрий Валерьевич2
1Российский университет транспорта РУТ (МИИТ), кафедра «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте», профессор, д-р техн. наук, Москва, Россия, shamanov_vi@mail.ru
2Российский университет транспорта РУТ (МИИТ), кафедра «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте», доцент, канд. техн. наук, Москва, Россия, dvd96.dom@yandex.ru
Аннотация. Рассмотрены результаты теоретических и экспериментальных исследований возникновения асимметрии переменного тягового тока и ее распределения по рельсовой линии при изломе рельса в ней. Установлено, что асимметрия тягового тока на концах рельсовых цепей, ограниченных изолирующими стыками с дроссель-трансформаторами, зависит от удаленности места излома рельса от соответствующего конца. С уменьшением поперечного сопротивления рельсовой линии эта зависимость становится более заметной. Представлен разработанный способ, обеспечивающий автоматический контроль излома рельса в таких рельсовых цепях на участках с электротягой, а также дано описание функциональной схемы устройства, реализующего этот способ.
Ключевые слова: рельсовые линии, асимметрия тягового тока, излом рельса, обрыв дроссельных перемычек, автоматический контроль
Для цитирования: Шаманов В.И., Денежкин Д.В. Автоматический контроль излома рельсов и обрыва дроссельных перемычек // Автоматика, связь, информатика. 2025. № 11. С. 7–10. DOI: 10.62994/AT.2025.11.11.002
NEW TECHNIC AND TECHNOLOGY
Original article
Automatic control of rail breakage and breaking of throttle jumpers
Viktor I. SHAMANOV1, Dmitry V. DENEZHKIN2
1Russian University of Transport (MIIT), Department of Automation, Telemechanics and Communication in Railway Transport, Professor, Ph.D., Moscow, Russia, shamanov_vi@mail.ru, SPIN-code 9403-2135
2Russian University of Transport (MIIT), Department of Automation, Telemechanics and Communication in Railway Transport, Associate Professor, Cand. Sc., Moscow, Russia, dvd96.dom@yandex.ru, SPIN-code 3214-3644
Abstract. The problem of detecting and transmitting messages about rail breaks is becoming increasingly important both on Russian railways and on railways around the world. Periodic manual monitoring or monitoring using flaw detector cars does not allow for timely detection of a broken rail. Automatic continuous monitoring is provided by the control mode of track circuits when they are operational. The efficiency of this important monitoring function can be improved by using new physical principles, for example, by taking into account the features of traction current spreading along the track network. The results of theoretical and experimental studies of the occurrence of asymmetry in alternating traction current and its distribution along a track line when a rail break occurs in it are considered. The results of the development, based on these studies, of a method providing automatic monitoring of a rail break in such lines on sections with electric traction are presented, and a description of the functional diagram of a patented device implementing this method is given.
Keywords: rail lines, asymmetry of traction current, rail breakage, throttle jumper breakage, automatic control
For citation: Shamanov V.I., Denezhkin D.V. Automatic control of rail breakage and breaking of throttle jumpers // Automation, communications, informatics. 2025. № 11. Р. 7–10. DOI: 10.62994/AT.2025.11.11.002
Список источников
1. Pachl Y. Railway operation and control. 3rd ed. Mountlake Terrace, WA: VTD Rail Publishing, 2014. 254 p.
2. Рельсовые цепи магистральных железных дорог : cправочник / В.С. Аркатов, Ю.В. Аркатов, С.В. Казеев, Ю.В. Ободовский. 3 изд. М.: ООО Миссия-М, 2006. 496 с.
3. Шаманов В.И. Влияние условий эксплуатации на электрические и магнитные параметры рельсовых линий // Автоматика на транспорте. 2025. Т. 11, № 2. С. 109–119. EDN: ZGSYBB.
4. Shamanov V., Denezhkin D. Rail break monitoring in areas with AC electric traction // AIP Conference Proceedings. 2023. Vol. 2476 : 020077. DOI: https://doi.org/10.1063/5.0102973
5. Шаманов В.И., Денежкин Д.В. Тяговый ток в рельсовых линиях как источник информации об изломе рельса // Электротехника. 2025. № 9. С. 20–25.
6. Патент № 2831635 РФ, B61K 9/10. Устройство для автоматического контроля излома рельсов и обрыва дроссельных перемычек на участках с электротягой переменного тока / Шаманов В.И., Денежкин Д.В.: патентообладатель РУТ (МИИТ). № 2024112597; заявл. 08.05.2024; опубл. 11.12.24; Бюл. № 35. 12 с.
© Москва «Автоматика, связь, информатика» 2025