Автоматика, связь, информатика. 2025. № 7. С. 11–13
Automation, communications, informatics. 2025. № 7. Р. 11–13
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ
Научная статья
УДК 621.396.969.36
DOI: 10.62994/AT.2025.7.7.003
Усовершенствованный канал связи с БПЛА
Журавлёва Любовь Михайловна1, Горелик Александр Владимирович2, Антонов Антон Анатольевич3, Стретий
Александр Юрьевич4
1Российский университет транспорта РУТ (МИИТ), профессор кафедры «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте», профессор, д-р техн. наук, Москва, Россия, zhlubov@mail.ru
2Российский университет транспорта РУТ (МИИТ), директор ИТТСУ, заведующий кафедрой «Системы управления транспортной инфраструктурой», профессор, д-р техн. наук, Москва, Россия,
3Российский университет транспорта РУТ (МИИТ), заведующий кафедрой «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте», доцент, канд. техн. наук, Москва, Россия, ant-a-antonov@yandex.ru
4Российский университет транспорта РУТ (МИИТ), кафедра «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте», аспирант, Москва, Россия, stretiy00@mail.ru
Аннотация. В статье рассматриваются достоинства и недостатки связи с беспилотным летательным аппаратом (БПЛА) с помощью волоконно-оптической линии связи (ВОЛС). Отмечается высокое качество видеоинформации, получаемой оператором БПЛА. Однако жесткое закрепление волоконно-оптического кабеля с двух сторон
(на БПЛА и пульте управления оператора) затрудняет прокладку трассы полета, ограничивает дальность связи. Устранить эти ограничения возможно с помощью комбинированного радиооптоволоконного канала, в котором предполагается переход из оптического в радиодиапазон в пункте ретрансляции. Чтобы обеспечить дальность и высокое качество связи, необходимо выбрать соответствующие параметры для работы радиоканала в дециметровом диапазоне.
Ключевые слова: волоконно-оптическая линия связи, затухание, радиоканал, качество связи, дальность
Для цитирования: Журавлёва Л.М., Горелик А.В., Антонов А.А., Стретий А.Ю. Усовершенствованный канал связи с БПЛА // Автоматика, связь, информатика. 2025. № 7. С. 11–13. DOI: 10.62994/AT.2025.7.7.003
TELECOMMUNICATIONS
Original article
Fiber-optic communication channel with unmanned aerial vehicles (UAVS)
Lyubov M. Zhuravleva1, Alexander V. Gorelik2, Anton A. Antonov3, Alexander Y. Strety4
1Russian University of Transport (MIIT), Doctor of Technical Sciences, Professor, Professor of the Department of Automation, Telemechanics and Communications in Railway Transport, Moscow, Russia, zhlubov@mail.ru
2Russian University of Transport (MIIT), Doctor of Technical Sciences, Professor, Head of the Department of Transport Infrastructure Management Systems, Director of ITTSU (RUT MIIT), Moscow, Russia, agorelik@yandex.ru
3Russian University of Transport (MIIT), Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Automation, Telemechanics and Communications in Railway Transport, Moscow, Russia, ant-a-antonov@yandex.ru
4Russian University of Transport (MIIT), Department of Automation, Telemechanics and Communications in Railway Transport, PhD student, Moscow, Russia, stretiy00@mail.ru
Abstract. The article discusses the advantages and disadvantages of communication with an unmanned aerial vehicle (UAV) using a fiber-optic communication line (fiber-optic line). The high quality of video information delivered to the UAV operator is noted, which is achieved through fiber-optic fiber. However, the rigid attachment of the fiber-optic fiber on both sides – on the UAV and the operator’s control panel, makes it difficult to lay the flight path of the UAV and limits the range of communication. It is possible to increase the operator’s degree of freedom using a radio/fiber-optic communication channel, which involves switching from the optical to the radio band at the relay point. In order for the communication quality to remain high enough, it is necessary to select the appropriate radio channel parameters. So, to fulfill this condition, the range of radio communication in the decimeter range should be no more than a kilometer.
Keywords: fiber-optic communication line, attenuation, radio channel, communication quality, range
For citation: Zhuravleva L.M., Gorelik A.V., Antonov A.A., Stretiy A.Yu. Fiber-optic communication channel with unmanned aerial vehicles (UAVS) // Automation, communications, Informatics. 2025. № 7. P. 11–13. DOI: 10.62994/AT.2025.7.7.003
Список источников
1. Полтавский А.В. Телекоммуникация систем связи и управления на платформах беспилотных воздушных судов // Научный Вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2021. Т. 24, № 2. С.58–69. DOI: 10.26467/2079-0619-2021-24-2-58-69. EDN: SGIZFV.
2. Матюшков А.Л., Сенюк В.О., Ступин К.В. Алгоритм радиоэлектронного подавления радиостанций с псевдослучайной перестройкой рабочей частоты. // Доклады Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники. 2019. № 1. С. 5–10. EDN: ILKDCV.
3. Скляров О.К. Волоконно-оптические сети и системы связи: учебное пособие. М.: СОЛОН-Пресс, 2016. С. 43–44.
4. Характеристики одномодового оптического волокна и кабеля: Рекомендация МСЭ-T G.652 / МСЭ. 2005. 22 с. (МСЭ-T G.652 сектор стандартизации электросвязи МСЭ (11/2016) (Серия G: системы и среда передачи, цифровые системы и сети. Характеристики среды передачи и оптических систем – Волоконно-оптические кабели).
5. Фриман Р.Л. Волоконно-оптические системы связи. М.: Техносфера, 2003. 514 с.
6. Боев Н.М. Анализ радиолиний связи с беспилотными летательными аппаратами // АВАКС : сайт. 2000. URL: https://uav-siberia.com/news/analiz-radioliniy-svyazi-s-bespilotnymi-letatelnymi-apparatami/.
7. Ратынский М.В. Основы сотовой связи. М.: Радио и Связь, 1998. 248 с.
© Москва «Автоматика, связь, информатика» 2025