Автоматика, связь, информатика. 2025. № 5. С. 12–13
Automation, communications, informatics. 2025. № 5. Р. 12–13
НОВАЯ ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ
Научная статья
УДК 621.3.027
DOI: 10.62994/AT.2025.5.5.003
Новые подходы к исследованию антиобледенения контактного провода
Бубнов Владимир Петрович1, Бараусов Виктор Александрович2, Моисеев Владимир Иванович3
1Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, кафедра «Информационные и вычислительные системы», профессор, д-р техн. наук, Санкт-Петербург, Россия, bubnov1950@yandex.ru, SPIN-код 3114-6579
2ООО «ГК ИМСАТ», исполнительный директор, Санкт-Петербург, Россия, barausovv@gmail.com, SPIN-код: 3742-3909
3Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, кафедра «Высшая математика», профессор, д-р техн. наук, Санкт-Петербург, Россия, moiseev_v_i@list.ru, SPIN-код: 6925-1107
Аннотация. Железнодорожный транспорт, особенно электрифицированные сети, зависит от стабильности работы контактной сети. В зимний период на контактных проводах образуется наледь, что приводит к нарушению электрического контакта между проводом и токоприемником, увеличению износа контактных элементов (полозов токоприемников), потере электрической проводимости из-за слоя льда, риску обрыва проводов под тяжестью наледи, увеличению затрат на механическое или тепловое удаление льда. Таким образом, борьба с образованием наледи является критически важной задачей для железнодорожного транспорта.
Ключевые слова: контактный провод, обледенение, теплопередача, фазовый переход, рельефная поверхность, гидрофобное покрытие, имитационное моделирование, метод конечных разностей
Для цитирования: Бубнов В.П., Бараусов В.А., Моисеев В.И. Новые подходы к исследованию антиобледенения контактного провода // Автоматика, связь, информатика. 2025. № 5. С. 12–13. DOI: 10.62994/AT.2025.5.5.003
NEW TECHNIC AND TECHNOLOGY
Original article
New approaches to the study of contact wire de-icing
Vladimir P. Bubnov1, Viktor A. Barausov2, Vladimir I. Moiseev3
1St. Petersburg State Transport University of Emperor Alexander I, department of Information and Computing Systems, professor, Dr.Sci. (Tech.), St. Petersburg, Russia, bubnov1950@yandex.ru, SPIN-код 3114-6579
2LLC «GK IMSAT», executive director, St. Petersburg, Russia, barausovv@gmail.com, SPIN-код: 3742-3909
3St. Petersburg State Transport University of Emperor Alexander I, Department of Higher Mathematics, professor, Dr.Sci. (Tech.), St. Petersburg, Russia, moiseev_v_i@list.ru, SPIN-код: 6925-1107
Abstract. Rail transport, especially electrified networks, depends on the stability of the contact network. In winter, ice forms on the contact wires, which leads to: disruption of electrical contact between the wire and the pantograph, increased wear of the contact elements (pantograph runners), loss of electrical conductivity due to a layer of ice, the risk of wire breakage under the weight of ice, increased costs for mechanical or thermal removal of ice. Thus, the fight against ice formation is a critically important task for railway transport.
Keywords: contact wire, icing, heat transfer, phase transition, textured surface, hydrophobic coating, simulation modeling, finite difference method
For citation: Bubnov V.P., Barausov V.A., Moiseev V.I. New approaches to the study of contact wire de-icing // Automation, communications, Informatics. 2025. № 5. P. 12–13. DOI: 10.62994/AT.2025.5.5.003
Список источников
1. Патент № 2827574 РФ, 01B 5/2. Контактный провод с антиобледенительным покрытием для воздушных линий электропередач / Бубнов В.П., Бараусов В.А., Моисеев В.И. № 2024106114; заявл. от 05.03.2024; опубл. 01.10.2024; Бюл. 28.
© Москва «Автоматика, связь