«Автоматика, связь, информатика»
Содержание № 1, 2021 г.
Можно ли исключить человеческий фактор?
Филюшкина Т.А.
Работникам железнодорожного транспорта доверены жизнь, здоровье людей и огромные материальные ценности. Обеспечение высокого уровня безопасности, сохранности здоровья пассажиров, работников транспорта, грузов и подвижного состава является первостепенной задачей холдинга, долгом и обязанностью всех железнодорожников. В прошлом году по вине работников хозяйства автоматики и телемеханики допущены два случая крушения грузовых поездов. Именно эти два происшествия (из 285 случаев схода подвижного состава) вызвали особое внимание руководства компании, потому что они сделаны руками наших квалифицированных специалистов. Что же толкает опытных работников на такие действия? Почему они забывают, что все инструкции и правила «написаны кровью»?
Автоматизированная система отображения поездного положения
Волков А.А., ООО «КИТ», технический директор, Россия, Санкт-Петербург
Система технической диагностики и мониторинга АПК-ДК (СТДМ) занимает лидирующую позицию по объему внедрения на сети железных дорог ОАО «РЖД». На базе системы построены 12 дорожных центров диагностики и мониторинга (ЦДМ) устройств ЖАТ, на контроле АПК-ДК (СТДМ) находится более 7 тыс. станций и перегонов.
Развитие функционала систем ЖАТ и диагностики
Федоров Н.В., ОАО «РЖД», Октябрьская дирекция инфраструктуры, заместитель начальника службы автоматики и телемеханики, Россия, Санкт-Петербург
Полежаев К.В., ОАО «РЖД», Октябрьская дирекция инфраструктуры, начальник Центра диагностики и мониторинга устройств автоматики и телемеханики, Россия, Санкт-Петербург
В 2006 г. на Октябрьской дороге был основан первый Центр технической диагностики и мониторинга. Он включает в себя систему на базе аппаратно-программного комплекса технической диагностики и мониторинга (АПК-ДК). За 13 лет работы центра благодаря круглосуточному мониторингу устройств количество отказов технических средств на участке Москва – Санкт-Петербург удалось снизить более чем на 90 %. В настоящее время на дороге ведется непрерывный процесс внедрения инновационных систем и технологий в рамках инвестиционных проектов ОАО «РЖД». За последние два года восемь станций (388 стрелочных электроприводов) оборудованы системой ЭЦ-ЕМ и девять перегонов (более 150 км автоблокировки) – системой АБТЦ-ЕМ.
Роль ЦДМ в оптимизации технического обслуживания и ремонта устройств ЖАТ
Лукоянов Д.С., ОАО «РЖД», служба автоматики и телемеханики Горьковской дирекции инфраструктуры, начальник Центра диагностики и мониторинга, Россия, г. Нижний Новгород
Центр диагностики и мониторинга устройств автоматики и телемеханики на Горьковской дороге был создан в 2008 г. На сегодняшний день круглосуточным мониторингом охвачены 263 станции и 277 перегонов, что составляет 70 % от общего количества объектов ЖАТ на дороге. В статье описаны программные решения, реализованные в Горьковском ЦДМ, и перспективы их использования для оптимизации технического обслуживания и ремонта устройств ЖАТ.
Средства диагностики – инструмент для снижения отказов
Шамов И.С., ОАО «РЖД», электроник Центра технической диагностики и мониторинга устройств ЖАТ Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры, Россия, г. Новосибирск
Диспетчерский Центр технической диагностики и мониторинга устройств ЖАТ на Западно-Сибирской дороге был введен в эксплуатацию в 2007 г. Основная цель, которая первоначально стояла при создании центра, заключалась в предотвращении отказов устройств СЦБ. В дальнейшем круг решаемых с помощью СТДМ задач заметно расширился. Сегодня технологи центра работают в трех направлениях: оперативный контроль состояния устройств СЦБ и выявление предотказов; контроль выполнения электромеханиками СЦБ работ графика технологического процесса; автоматизированный контроль выполнения работ отдельных технологических карт.
Дорожные диспетчерские центры на базе СТДМ АДК-СЦБ
Федорчук А.Е., Панов С.А., Тельнов А.И.
Дорожный диспетчерский центр является центральным звеном в структуре систем технического диагностирования и мониторинга на уровне дороги. Значительную роль в достижении поставленных перед дорожными центрами мониторинга целей играют их коллективы. В определенной степени технология работы инженеров по мониторингу определяла наполнение и функциональность систем ТДМ.
Потенциал развития систем мониторинга
Панов А.А.
Современный мир сложно представить без высокоинтеллектуальных микропроцессорных технологий, а железнодорожный транспорт, являющийся одним из передовых направлений развития в нашей стране, просто обязан отвечать современным требованиям и тенденциям. Еще в начале 2000-х гг. на Северо-Кавказской дороге началась разработка и внедрение систем технической диагностики и мониторинга (СТДМ) устройств ЖАТ, а в 2016 г. начал работу Технический центр автоматики и телемеханики (ТЦАТ), занимающийся вопросами диагностики и мониторинга, диспетчерского контроля и централизации, а также контролем температуры букс подвижных составов.
Система ТДМ дает заметный результат
Шевцов О.П., Карнаухов А.С., Антипкин В.А.
Согласно концепции развития систем технической диагностики и мониторинга объектов инфраструктуры (ТДМ) на период до 2025 г. на сети дорог в хозяйстве автоматики и телемеханики предусмотрено создание региональных центров ТДМ. За период с 2000 г. такие центры, оснащенные современным оборудованием, открыты на 15 дорогах. Один из них был введен в эксплуатацию в 2019 г. на Красноярской дороге. Он создан на базе системы технического диагностирования и мониторинга АДК-СЦБ, разработанной НПП «Югпромавтоматизация».
СТДМ АСДК: проблемы, задачи и перспективы
Аверкиев С.А.
ООО «Сектор» является одним из ведущих разработчиков аппаратно-программных средств диспетчерского контроля и технической диагностики состояния устройств железнодорожной автоматики и телемеханики, а также занимается их развитием, внедрением и сопровождением. С начала 90-х годов разработки компании внедряются на дорогах ОАО «РЖД» и на предприятиях промышленного железнодорожного транспорта. Устройствами диспетчерского контроля и технической диагностики СТДМ АСДК оснащены более 200 станций и 2,5 тыс. км участков Юго-Восточной, Южно-Уральской, Северо-Кавказской, Горьковской и других дорог. В этом году коллектив отмечает свой 30-летний юбилей.
СТДМ – гарантия надежности и безопасности
Бабкин М.Е.
Сегодня уже трудно представить себе работу хозяйства автоматики и телемеханики без средств системы технической диагностики и мониторинга (СТДМ). Практически любые действия, будь то расследование сбоев или отказов в работе устройств рельсовых цепей, стрелок, системы автоблокировки, планирование работ по обслуживанию технических средств или реконструкция объектов, начинаются с анализа данных СТДМ или ДК. Информация этих систем принимается в качестве неопровержимого аргумента в спорах со специалистами смежных хозяйств при расследовании причин задержек поездов и выяснении причин инцидентов в Дирекции инфраструктуры и других дирекциях. Основным преимуществом СТДМ все же является не только способность объективного расследования отказов технических средств, но и возможность предотвратить их негативные последствия.
Современные технические решения ОАО «ЭЛТЕЗА»
Компания «ЭЛТЕЗА» – крупнейший производитель современного электротехнического оборудования, электронных и микропроцессорных устройств, а также систем управления движением поездов. Продукция компании эксплуатируется на всей сети российских железных дорог.
Годовой экзамен для транспорта
Наумова Д.В.
В конце прошлого года в Москве прошел XIV Международный Форум и Выставка «Транспорт России». Мероприятие состоялось в смешанном формате: и выставка, и деловая программа представлялись для участников как в офлайн, так и в онлайн-формате. Площадка форума традиционно собрала вместе руководителей и работников транспортной отрасли, органов государственной власти, научных и общественных организаций, зарубежных специалистов для обмена мнениями и опытом по наиболее актуальным вопросам функционирования транспортного комплекса.
От «Экспресс-3» к «Экспресс-НП»
Комиссаров А.В., Березка М.П.
АСУ «Экспресс-3» – это единая межгосударственная система резервирования мест, продажи билетов и управления пассажирскими перевозками, обеспечивающая полный цикл реализации услуг пассажирам и пользователям пассажирского железнодорожного транспорта. Она является основой для применения единых технологий обслуживания пассажиров на железных дорогах государств СНГ и Балтии. Тем не менее в настоящее время назрела необходимость коренной модернизации системы путем создания полностью новой программной и существенно усовершенствованной технологической реализации.
Клиентская аналитика в КИХ РЖД
Мовчиков И.И., Сапожкова Т.Е., Иодловская Л.И.,
Корпоративное информационное хранилище РЖД (КИХ РЖД) давно зарекомендовало себя как надежная система обеспечения отчетности для сотрудников ОАО «РЖД» дорожного и сетевого уровня. Более 40 тыс. пользователей КИХ ежедневно получают информацию для принятия управленческих решений, формируют аналитическую отчетность и проводят персональные исследования данных в своей ежедневной работе. О приоритетных направлениях современного развития КИХ рассказывается в этой статье.
Применение новых технологий в производственных процессах
Тарский И.Ю., Кузнецов С.В., Иванов И.А.
В статье рассказывается о техническом решении, принятом связистами Тверского РЦС в части резервирования цепей, организованных по воздушным линиям связи на малодеятельных участках Октябрьской дороги.
Лучшие функциональные проекты определены
Подворный П.В.
В Центральной станции связи подведены итоги внедрения проектов бережливого производства за прошедший год. Всего реализовано 180 проектов, 19 из которых являются мультифункциональными. Экономический эффект от внедрения проектов улучшений составил более 8 млн руб.
Экономия топливно-энергетических ресурсов
Бурик И.Н., Железняк А.А.
При планировании и реализации проектов бережливого производства отправной точкой в Московской дирекции связи является совершенствование производственных процессов, выявление внутренних непроизводственных потерь и достижение экономии затрат. В статье рассказывается о проектах, разработанных и внедренных в прошлом году.
Экономический эффект достигнут
Володина О.В., Назимова С.А.
За прошлый год в хозяйстве автоматики и телемеханики реализованы 173 проекта, в том числе вновь разработаны и внедрены 53 проекта, тиражированы 114 проектов. Службы автоматики и телемеханики Западно-Сибирской, Октябрьской и Приволжской ДИ приняли участие в шести межфункциональных проектах. Задание по получению экономического эффекта от реализации бережливого производства выполнено полностью. Экономический эффект от внедрения проектов бережливого производства составил 76,5 млн руб. (106 % от плана). В этом году в хозяйстве автоматики и телемеханики планируется внедрить 313 проектов, из которых 215 – это проекты для тиражирования. Экономический эффект от внедрения запланированных проектов должен составить 75,9 млн руб. Предлагаем вниманию читателей лучшие функциональные проекты: «Совершенствование сортировочного процесса на механизированной горке станции Смычка» Свердловской ДИ и «Автоматизация пневмопочты» Западно-Сибирской ДИ.
С новыми возможностями в новый год
Филюшкина Т.А.
Закончился непростой для всех год, который перевернул привычный образ жизни и изменил наши способы коммуникации. Почти весь год мы работали в новых условиях, мероприятия проводились в новом цифровом формате, общение проходило в режиме онлайн. По традиции публикуем обращение главного редактора журнала к нашим читателям и авторам.
Новый центр управления сетью связи
Наумова Д.В.
В конце декабря в Москве открылся новый центр управления сетью связи. В мероприятии приняли участие заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Е.И. Чаркин и начальник Центральной станции связи В.Э. Вохмянин, а также начальники всех дирекций связи по видеосвязи. Подробнее о событии читайте в статье.