«Автоматика, связь, информатика»
Содержание № 8, 2019 г.
Перспективы применения беспилотных технологий в ОАО «РЖД»
Андреев В.Е.
ОАО «РЖД» давно занимается построением сложных технических систем (автоведение, системы технического зрения и др.). Развитие этих систем поддерживает высокотехнологичный уровень компании, соответствующий современным тенденциям.
Задачи, которые компания ставит перед собой, – высокого уровня. К концу 2021 г. планируется достижение полного перехода на беспилотное управление движением электропоездов на МЦК и дальнейший переход к беспилотному движению в пассажирских и грузовых перевозках.
УДК 001.895; 656.02; 656.2; 656.3 DOI: 10.34649/AT.2019.8.8.001
Поезд без машиниста – российские перспективы
Попов П.А., Охотников А.Л.
В статье кратко рассмотрена эволюция систем беспилотного управления поездами в России. Описаны основные направления развития современных систем беспилотного управления на железнодорожном транспорте. Перечислены технические требования к машинному зрению для обнаружения препятствий. Дано описание основных проблем, которые сдерживают внедрение беспилотных поездов.
Принципы дистанционного управления рельсовым подвижным составом
Попов П.А., Мыльников П.Д., Фомин М.С.
Технологии дистанционного управления уже не одно десятилетие являются неотъемлемой частью нашей жизни. Ежедневно мы сталкиваемся с дистанционным управлением при работе с бытовой техникой и с каждым годом спектр оборудования, использующего данную технологию, существенно увеличивается. В транспортной отрасли последние годы также активно развиваются проекты, направленные на цифровизацию отрасли.
Инновационные технологии для создания автоматической системы управления движением
Гришаев С.Ю., Попов А.Н.
В соответствии с долгосрочной программой развития ОАО «Российские железные дороги» до 2025 г. определены основные задачи и параметры технического и технологического развития железнодорожного транспорта. Среди них: обновление инфраструктуры для обеспечения требуемых объемов перевозок и повышения производственной эффективности; обеспечение необходимого уровня безопасности движения и экологической безопасности; развитие сети поставщиков железнодорожной продукции; переход к цифровой железной дороге. Выполнить задачи программы развития невозможно без объединения усилий ученых, специалистов научно-исследовательских институтов, транспортных вузов и промышленных предприятий, поставщиков продукции для железных дорог, а также основного потребителя наукоемкой продукции – ОАО «РЖД».
УДК 001.895; 656.02; 656.2; 656.3 DOI: 10.34649/AT.2019.8.8.002
Беспилотное управление локомотивом: вчера, сегодня и завтра
Охотников А.Л., Попов П.А.
В статье рассмотрено развитие систем беспилотного управления на железнодорожном транспорте как системы информационного управления. Проведен анализ технических разработок в области автопилотирования локомотивами в разных странах. Рассмотрены достижения и направления развития таких систем на рынках Европы, Китая, Японии, Кореи, Америки, Австралии. Дано краткое описание инструментов для помощи машинисту и управления поезда без машиниста.
Унифицированный шкаф
Лаптев А.Ю., Коновалов А.А., Потоптаев И.Н.
На Камышловском ЭТЗ закончена работа, связанная с модернизацией серийно выпускаемого релейного шкафа ШРУ-М. В результате создан унифицированный шкаф ШУ с принципиально новой системой внутреннего монтажа, отвечающий современным требованиям вандалозащищенности, электро- и пожаробезопасности. В разработке концепции нового изделия совместно со специалистами завода принимали участие специалисты Управления автоматики и телемеханики ЦДИ, ПКБ И ОАО «РЖД» и сотрудники ГТСС.
УДК 621.396:654.16:656.2 DOI: 10.34649/AT.2019.8.8.003
Технология MIMO для подвижной связи 5G
Роенков Д.Н., Плеханов П.А.
Статья посвящена технологии MIMO и анализу перспектив ее применения в радиотехнических системах железнодорожного транспорта. Рассмотрено состояние технологической железнодорожной радиосвязи на российских железных дорогах, показана необходимость внедрения современных технологий беспроводной связи. Продемонстрирована эволюция антенн MIMO и рост их спектральной эффективности. Приведен обзор основных вариантов конфигурации антенн Massive MIMO и математический аппарат для расчета их направленности. Дана конструкция и принцип действия антенн Massive MIMO. Показано, как при переходе сетей технологической радиосвязи на инфраструктуру сетей поколения 5G могут использоваться технологии MIMO.
Актуальные вопросы в реализации инвестиционных программ
Филюшкина Т.А.
На Калининградской железной дороге состоялась сетевая школа, где специалисты строительного блока компании обсуждали решения проблемных вопросов, направленных на повышение эффективности ведомственной экспертизы проектной документации по объектам инвестиционной программы ОАО «РЖД». Возглавил работу школы заместитель генерального директора – директор по внутреннему контролю и аудиту ОАО «РЖД» А.М. Чабунин. Подробнее о мероприятии читайте в статье.
Инвестиционная деятельность: проблемы и решения
Володина О.В.
В Белгороде прошло совещание, участники которого обсудили вопросы совершенствования процесса реализации инвестиционных и ремонтных проектов, а также организации безопасного производства работ и ввода в эксплуатацию микропроцессорных устройств в хозяйстве автоматики и телемеханики. Одной из основных тем обсуждения было изменение подходов к проектированию и строительству объектов ЖАТ. В совещании приняли участие руководители и специалисты Центральной дирекции инфраструктуры, Управления автоматики и телемеханики ЦДИ, служб автоматики и телемеханики региональных дирекций инфраструктуры, представители проектных, подрядных и других организаций, участвующих в реализации инвестиционных проектов.
Сложности внедрения новых систем
Кривошеев П.В.
На полигоне Дальневосточной дороги с 2015 г. идет реализация мероприятия по развитию инфраструктуры для повышения пропускной и провозной способности Восточного полигона. В текущем году запланировано окончание первого этапа и начало второго, который продлится до 2023 г. В первую очередь предусматривается реконструкция однопутных участков Тындинского и Комсомольского регионов дороги, в меньшей степени модернизация коснется Хабаровского и Владивостокского регионов. Об основных проблемах при выполнении инвестиционной программы и трудностях, с которыми приходится сталкиваться работникам дистанций СЦБ при подготовке к вводу в постоянную эксплуатацию устройств ЖАТ, идет речь в статье.
«Сахалинская» колея переводится на российский стандарт
Каракулов Ю.В.
На Сахалине начались масштабные работы по модернизации инфраструктуры и перешивке путей с колеи 1067 мм на колею стандарта 1520 мм. До конца лета планируется выполнить перекладку рельсов почти на 700 км пути на западном и восточном побережье острова, а также вновь уложить 114 км рельсошпальной решетки на участке Корсаков – Южно-Сахалинск – Взморье. В рамках этих работ меняется путевое развитие всех станций Сахалина. Одновременно с расширением колеи выполняется демонтаж отдельных путей и стрелочных переводов, перенос стрелок на новые места укладки. Наряду с другими участниками в непростой работе задействованы и специалисты хозяйства автоматики и телемеханики Дальневосточной ДИ.
УДК 621.311.6:621.316.99:656.254 DOI: 10.34649/AT.2019.8.8.004
Повышение эффективности систем защитного заземления
Богушевич С.О.
Существуют различные способы измерения сопротивления заземления. Заземляющее устройство отвечает за надежную работу оборудования и электробезопасность обслуживающего персонала. Соблюдение правил электробезопасности осуществляется выполнением всех требований нормативной документации, предъявляемых к защитным контурам. В статье рассмотрены вопросы эксплуатации систем защиты от влияния высоких напряжений, предложен новый подход в организации контроля состояния контуров заземления.
Интеллектуальный транспорт: технологические пределы и киберфизические системы
Ефанов Д.В.
Железнодорожный транспорт в Российской Федерации идет по пути децентрализованного развития отдельных составляющих (объектов электрификации и энергоснабжения, тяговых и нетяговых подвижных единиц, автоматики и др.). При этом решается общая задача организации и управления движением поездов, а развитие отдельной составляющей без общей взаимосвязи не дает качественного изменения в работе транспортной системы. Зачастую разработчики стараются максимально приблизить свое техническое решение к некоторому идеалу, забывая, что в идеальных условиях устройство работать никогда не будет. Совершенствуя некоторые изобретения, инженеры и ученые также приходят к «пределу технологий» и не могут перейти на новую ступень развития.
Стабильность – признак мастерства
Иовлев А.А., Гудилова Т.М.
Омский региональный центр связи по итогам работы в прошлом году завоевал первое место среди структурных подразделений ОАО «РЖД». В первом квартале текущего года, поддерживая высокий уровень производственных и финансово-экономических показателей, омские связисты вновь заняли передовые позиции в отраслевых соревнованиях и завоевали второе место среди филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД».
Встречи в канун профессионального праздника
Наумова Д.В.
Традиционно в Москве накануне праздника железнодорожников состоялась встреча руководителей ОАО «РЖД» с передовиками производства. На встречу были приглашены работники хозяйства связи и хозяйства автоматики и телемеханики. За высокий профессионализм, инициативность, эффективность и безопасность труда они были удостоены государственных и отраслевых наград.
Праздник на БАМе
Наумова Д.В.
В июле в северной столице Амурской области, городе Тында, прошли торжественные мероприятия в честь 45-летия Байкало-Амурской магистрали. Тында – официальная столица БАМа. Именно сюда, начиная с 1974 г., стали съезжаться строители магистрали со всей страны. Через 45 лет они приехали сюда уже в качестве ветеранов всесоюзной стройки для участия в праздничных мероприятиях, посвященных юбилею одного из самых масштабных инфраструктурных проектов нашей страны.