«Автоматика, связь, информатика»

Содержание №11, 2025 г.

 

НОВАЯ ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ

 

УДК 656.212.5

DOI: 10.62994/AT.2025.11.11.001

Реализация двухрежимного управления нажимными вагонными замедлителями

Канухин К.А., Кобзев В.А., Чаевский В.П., Бородако А.М.

В статье рассматривается организация двухрежимного управления торможением вагонов, что способствует значительному снижению ударных нагрузок на колесные пары подвижного состава и элементы конструкции нажимных вагонных замедлителей нового поколения. Реализация такого управления предполагает внесение изменений в схемы подключения воздухосборников с электронной управляющей аппаратурой вагонных замедлителей. В результате повышается эксплуатационная надежность оборудования и снижается расход электроэнергии.

С. 2–3

Подробнее

 

 

Технические возможности и преимущества измерительного прибора ИВП-ЖАТ

Синельников С.О., Сяплин Д.В., Логинов Д.С., Логинов А.С.

Современная железная дорога испытывает возрастающую потребность в измерительном оборудовании. Приемо-передающая аппаратура сигналов контроля рельсовой линии (КРЛ), устройства кодирования систем автоматической локомотивной сигнализации (АЛСН, АЛС-ЕН) и системы автоматического управления торможением поезда (САУТ) постоянно совершенствуются. Генераторы сигналов КРЛ, АЛС и САУТ стали цифровыми, коды АЛС-ЕН привязаны к показателям интенсивности движения и пропускной способности участков железных дорог, при этом число возможных вариантов кодовых посылок постоянно увеличивается.

С. 4–6

 

 

УДК 656.259.12

DOI: 10.62994/AT.2025.11.11.002

Автоматический контроль излома рельсов и обрыва дроссельных перемычек

Шаманов В.И., Денежкин Д.В.

Рассмотрены результаты теоретических и экспериментальных исследований возникновения асимметрии переменного тягового тока и ее распределения по рельсовой линии при изломе рельса в ней. Установлено, что асимметрия тягового тока на концах рельсовых цепей, ограниченных изолирующими стыками с дроссель-трансформаторами, зависит от удаленности места излома рельса от соответствующего конца. С уменьшением поперечного сопротивления рельсовой линии эта зависимость становится более заметной. Представлен разработанный способ, обеспечивающий автоматический контроль излома рельса в таких рельсовых цепях на участках с электротягой, а также дано описание функциональной схемы устройства, реализующего этот способ.

С. 7–10

Подробнее

 

 

УДК 656.216.2

DOI: 10.62994/AT.2025.11.11.003

Динамическая подача извещения на переезд

Кириллов А.Н.

Длительное закрытое состояние переезда приводит к уменьшению пропускной способности проследования автотранспорта через переезд, задержке машин скорой помощи и МЧС, вызывает негативные реакции водителей и провоцирует их к проезду под запрещающее показание переездного светофора. Динамическая подача извещения на переезд в зависимости от скорости движения поезда позволяет уменьшить время закрытого состояния переезда.

С. 11–12

Подробнее

 

 

Анализ источников электропитания устройств ЖАТ при электротяге постоянного тока

Костюков А.В., Ожиганов Н.В.

Опыт внедрения современных систем железнодорожной автоматики и телемеханики показал необходимость использования новых систем электроснабжения для питания устройств ЖАТ. При этом на первый план выдвигается проблема обеспечения качества электроэнергии, а точнее сохранения ее качества при передаче от энергосистемы к потребителям. В связи с разработкой проекта первой редакции Свода правил (СП) «Железнодорожная автоматика и телемеханика. Правила проектирования» взамен СП 235.1326000.2015 критически рассмотрим рекомендации, изложенные в разделе 6, в части использования линий электропередач устройств сигнализации, централизации и блокировки (ЛЭП СЦБ) с напряжением 6 или 10 кВ с «гальванической развязкой» в качестве основного источника питания автоблокировки.

С. 13–15

 

 

26 лет абсолютной надежности

АО «Абсолютные Технологии» было основано на рубеже веков, когда мир стремительно осваивал новые технологии и учился жить в эпоху цифровых скоростей. Продукция компании стала опорой для множества промышленных и гражданских объектов, обеспечивая их бесперебойное электроснабжение.

С. 16–17

 

 

Защита фидеров питания релейного шкафа от атмосферных и коммутационных перенапряжений

Светлов В.И., Солюлев М.М.

В статье представлены устройства защиты от атмосферных и коммутационных перенапряжений производства российской электротехнической компании АО «Хакель» (торговая марка «Ключевой компонент»). Предприятие площадью более 11 тыс. кв. м расположено в Ленинградской области. Комплекс оснащен новейшим оборудованием для производства варисторов, сборки электротехнической и электрощитовой продукции, электротехники, приборов промышленной автоматики, компонентов систем молниезащиты и заземления. Все производимые изделия проходят тестирование в собственной испытательной лаборатории. Управлением автоматики и телемеханики Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» сведения об испытательной лаборатории АО «Хакель» внесены в «Перечень испытательных центров и лабораторий, обеспечивающих испытания систем и устройств ЖАТ».

С. 18–20

 

 

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ

 

УДК 621.396.65

DOI: 10.62994/AT.2025.11.11.004

Разработка автоматизированного устройства измерения сопротивления заземления

Евдокимова О.Г., Хайсов А.В., Яшин М.Г., Корытцев И.В.

Рассмотрены этапы разработки устройства удаленного автоматического измерения сопротивления заземлителя. Ключевой особенностью является использование для автономного измерения токов непреднамеренных процессов, возникающих в цепи заземления в результате природных и техногенных явлений, коммутации силовых установок, появлении тока утечки контактной сети или грозового разряда. Описывается смоделированное устройство, которое позволит осуществлять удаленный мониторинг и контроль сопротивления заземления объектов и устройств автоматики и связи.

С. 21–23

Подробнее

 

 

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

УДК 656.259

DOI: 10.62994/AT.2025.11.11.005

Необходимая точность определения местоположения поездов

Ходкевич А.Г., Соколов М.М.

Статья посвящена вопросам оценки и обоснования требуемой точности определения местоположения поездов при разработке интеллектуальной рельсовой цепи. Рассмотрены возможности существующих устройств определения местоположения поездов на железнодорожном пути, а также преимущества технологии интеллектуальной рельсовой цепи с цифровой обработкой сигналов. Приведено исследование примеров применения этой технологии для различных сценариев, включая грузовое, высокоскоростное движение и работу сортировочных горок. В статье предлагаются рекомендации по оптимальной точности определения местоположения поездов в зависимости от конкретных условий и задач, а также места обрыва рельсовой линии.

С. 24–26

Подробнее

 

 

УДК 656.2:681.5

DOI: 10.62994/AT.2025.11.11.006

Цифровой испытательный полигон для беспилотных транспортных систем

Мыльников П.Д., Озеров А.В.

Симуляторы в области беспилотного транспорта позволяют существенно экономить время, ресурсы и трудозатраты на верификацию технических решений. За последние десятилетия симуляторы прошли путь от приложений на графических движках до практически неотличимой от реальности генерации сцен синтетическими данными. С внедрением новых автоматизированных решений в области беспилотного транспорта растет обеспокоенность по поводу достоверности алгоритмов, разрабатываемых и тестируемых в симуляторах, что указывает на необходимость создания комплексного подхода при верификации систем управления беспилотного подвижного состава. В статье рассмотрен зарубежный опыт в области применения симуляторов и цифровых двойников, а также общая архитектура и требования к цифровому испытательному полигону, разрабатываемому в ОАО «РЖД» для целей верификации беспилотных железнодорожных транспортных систем.

С. 27–29

Подробнее

 

 

УДК 656.001.57:333.24.65.0

DOI: 10.62994/AT.2025.11.11.007

Интеграция данных при управлении транспортом

Розенберг И.Н., Цветков В.Я.

В статье рассматриваются методы обработки разнородных данных, получаемых из разных источников. Показана объективная причина появления разнородных данных и необходимость калибровки сенсоров в процессе движения транспортного средства. Изложены причины внутренних и внешних конфликтов при формировании управленческих решений. Отмечена необходимость включения технологии визуального отслеживания при управлении железнодорожным транспортом. Раскрыто содержание четырех механизмов интеграции данных и условия их использования. Описано применение теории Демпстера-Шейфера для инкрементного комбинирования шагов слияния данных, которые получены из неточных и ненадежных источников. Рассмотрены особенности образной интеграции при управлении транспортными средствами.

С. 30–32

Подробнее

 

 

УДК 004.032.26

DOI: 10.62994/AT.2025.11.11.008

Интеллектуальная система для транскрибации речи

Малинский С.В., Сафронов А.И.

В статье представлен прототип интеллектуальной системы для транскрибации речевых команд диспетчеров и машинистов. Рассмотрены современные транскрибаторы, приведен их сравнительный анализ. На основе результатов экспериментов предложено применять библиотеку Vosk как наиболее надежную и адаптируемую модель для оффлайн применения. Изложен алгоритм работы интеллектуального транскрибатора, реализованный на языке Python с использованием библиотек для обработки звука vosk, wave, json и difflib. При этом результаты сохраняются в формате JSON, что обеспечивает удобство хранения и передачи данных, а также возможность последующего анализа ошибок.

С. 33–35

Подробнее

 

 

ПРЕДЛАГАЮТ ИЗОБРЕТАТЕЛИ

 

Идея ОАО «РЖД» – 2025

Назимова С.А.

Подведены итоги конкурса рационализаторских предложений «Идея ОАО «РЖД» – 2025». На рассмотрение в конкурсную комиссию было подано 388 заявок. Проекты, предлагаемые работниками компании, направлены на решение вопросов импортозамещения, обслуживания железнодорожного пути, систем управления движением, подвижного состава, средств связи и передачи данных, обеспечения условий труда. При этом работы молодых рационализаторов и рационализаторов-женщин оценивались отдельно. Наибольшее количество предложений было представлено в номинации «Лучшее техническое решение, относящееся к обеспечению условий труда на объектах железнодорожного транспорта».

С. 36–37

 

 

ЗА РУБЕЖОМ

 

Новости

В провинции Хэнань в долине реки Хуанхэ (центральная часть Китая) между городами Лоян, Аньян и Саньмэнься с живописными пейзажами и рядом достопримечательностей начал курсировать туристический поезд-отель.

Железные дороги Германии (DB) выплатили рекордные компенсации за опоздания пассажирских поездов в 2024 г. В общей сложности компания удовлетворила 6,9 млн претензий.

Чешские железные дороги запустили в режиме опытной эксплуатации три электропоезда RegioFox, работающих на дизельном топливе с повышенным (20 %) содержанием гидроочищенного растительного масла.

С. 38–39

 

RZD_ASI_logo_2025
издается с 1923 г.
Актуально.
Достоверно. Доступно.
Главное меню
Наши контакты
129272, Москва,
Рижская площадь, д.3
Свяжитесь с нами любым удобным способом
Звоните по номеру
Мы  находимся по адресу:
129272, Москва,
Рижская площадь, д.3
Электронная почта:
Скрытое поле:
Оставить заявку
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя*
это поле обязательно для заполнения
Ваша почта*
это поле обязательно для заполнения
Ваш телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Политика*
Спасибо! Форма отправлена