«Автоматика, связь, информатика»
Содержание №7, 2025 г.
НОВАЯ ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ
УДК 621.373.12
DOI: 10.62994/AT.2025.7.7.001
Развитие технологии виртуальной сцепки
Пронкин А.В., Кузема А.П., Бояринова Н.А., Кисельгоф Г.К.
В настоящее время для повышения пропускной способности участков железных дорог внедряются новые системы и технологии интервального регулирования движения поездов. Одна из них – организация пакетного пропуска составов на основе технологии виртуальной сцепки (ВСЦ).
С. 2–4
НОВАЯ ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ
УДК 656.216.2
DOI: 10.62994/AT.2025.7.7.002
Автоматическая переездная сигнализация
Кириллов А.Н.
Железнодорожный переезд – место пересечения железнодорожных путей и автомобильной дороги в одном уровне является зоной повышенной опасности и предъявляет особые требования к устройствам СЦБ, обеспечивающим безопасность движения поездов и автотранспорта. Для повышения безопасности железнодорожные переезды оснащаются автоматической переездной сигнализацией, дополненной бело-лунным мигающим огнем, и автоматической переездной сигнализацией со шлагбаумами.
С. 5–8
НОВАЯ ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ
Нужны новые источники электропитания железнодорожной автоматики
Костюков А.В., Ожиганов Н.В.
В статье рассматривается целесообразность дальнейшего использования, реконструкции и модернизации воздушной линии 6(10) кВ для питания автоблокировки (ЛЭП АБ) и электропитания постов электрической централизации от трехфазной сети. В качестве альтернативного подхода на участках с электротягой переменного тока для питания устройств железнодорожной автоматики (ЖАТ) предлагается использовать контактную сеть, как источник электроэнергии большой мощности.
С. 9–10
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ
УДК 621.396.969.36
DOI: 10.62994/AT.2025.7.7.003
Усовершенствованный канал связи с БПЛА
Журавлёва Л.М., Горелик А.В., Антонов А.А., Стретий А.Ю.
В статье рассматриваются достоинства и недостатки связи с беспилотным летательным аппаратом (БПЛА) с помощью волоконно-оптической линии связи (ВОЛС). Отмечается высокое качество видеоинформации, получаемой оператором БПЛА. Однако жесткое закрепление волоконно-оптического кабеля с двух сторон (на БПЛА и пульте управления оператора) затрудняет прокладку трассы полета, ограничивает дальность связи. Устранить эти ограничения возможно с помощью комбинированного радиооптоволоконного канала, в котором предполагается переход из оптического в радиодиапазон в пункте ретрансляции. Чтобы обеспечить дальность и высокое качество связи, необходимо выбрать соответствующие параметры для работы радиоканала в дециметровом диапазоне.
С. 11–13
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ
УДК 621.373.12
DOI: 10.62994/AT.2025.7.7.004
Фазовые шумы в автогенераторах и методы их снижения
Борисов В.А., Заславский Б.О., Мешков Б.А., Иванов В.Г.
Проанализированы основные механизмы возникновения фазовых шумов в автогенераторной технике, а также типовой характер изменения уровня фазового шума на различных отстройках от несущей по частоте. Рассмотрены наиболее распространенные методы минимизации уровня фазовых шумов в узле гетеродина, такие как применение систем фазовой автоматической подстройки частоты и высокодобротных резонаторов, регулировка коэффициентов включения в резонансный контур, стабилизация опорных и питающих напряжений.
С. 14–17
ОБМЕН ОПЫТОМ
Комплексное развитие транспортных систем управления
Филюшкина Т.А.
В июне в Санкт-Петербурге прошла первая научно-практическая конференция «PRO//Движение. Транспортные системы управления», организованная ОАО «РЖД» при поддержке АО «Издательский дом «Гудок». В ее работе приняли участие руководители холдинга, главные инженеры дорог, представители отраслевой науки, ведущие производители средств и систем ЖАТ и связи, а также компаний, работающих в области железнодорожной автоматики и машиностроения.
С. 18–21
ОБМЕН ОПЫТОМ
Железнодорожные технологии для промышленного транспорта Филюшкина Т.А.
В конце мая в Екатеринбурге состоялась международная конференция-выставка «ПромТрансЖТ-2025: железнодорожные технологии для промышленного транспорта», участниками которой стали представители промышленных и транспортных предприятий России, ближнего и дальнего зарубежья. Она стала продолжателем проводимой в предыдущие годы международной научно-практической конференции «ПромТрансЖАТ», которая объединяла законодателей, разработчиков и производителей железнодорожной автоматики и телемеханики, и служила площадкой для конструктивного диалога и обмена опытом в сфере промышленного железнодорожного транспорта. В рамках мероприятия была организована выставка инновационных решений и интеллектуальных систем для подвижного состава, железнодорожной инфраструктуры. На ней были представлены современные системы ЖАТ, программное и аппаратное обеспечение для автоматизированных систем управления движением, гибридные логистические платформы, цифровые решения для логистики и др.
С. 22–24
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
УДК 621398, 629.08
DOI: 10.62994/AT.2025.7.7.005
Совершенствование методов кодирования информации в системах управления
Розенберг Е.Н., Кукушкин С.С., Озеров А.В.
Статья посвящена вопросам повышения эффективности передачи сообщений в условиях ограничения возможностей существующих средств передачи на фоне увеличения объема передаваемой информации и уровня помех. Отмечено, что необходим поиск новых нетрадиционных технических решений, основу которых составляют более экономичные системы передачи сообщений. Рассмотрены некоторые новые возможности для синтеза сигнально-кодовых конструкций на основе троичного кодирования передаваемой информации. В качестве теоретического обоснования эффективности предлагаемого метода используются положения прикладной математической теории конечных полей.
С. 25–29
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
УДК 004.758
DOI: 10.62994/AT.2025.7.7.006
Повышение надежности и производительности систем хранения больших данных
Ададуров С.Е., Гончаренко В.А., Хомоненко А.Д., Глухов А.П.
Предложен метод повышения надежности и производительности распределенной системы хранения больших данных в ОАО «РЖД». Метод основан на вероятностной оценке характеристик RAID-массивов, в том числе с учетом стохастической параметрической неопределенности. Он направлен на максимизацию надежности и производительности работы системы хранения данных. Эффективность метода подтверждена экспериментальными результатами и компьютерным моделированием.
С. 30–33
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Нормирование труда в условиях цифровой трансформации
Максимов Э.Ю.
Цифровая трансформация меняет не только технологии, но и подходы к управлению трудовыми ресурсами и организации бизнес-
процессов. В этом контексте нормирование труда становится важным инструментом, позволяющим компании более эффективно использовать свои ресурсы. Социально-экономическая эффективность от внедрения норм по труду определяется величиной снижения трудозатрат, построением более эффективных бизнес-процессов, что в конечном итоге приводит к повышению производительности труда. В статье рассказано о дифференцированном подходе к нормированию труда ИТ-персонала ГВЦ.
С. 34–35
В ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВАХ
В дружном коллективе работа спорится
Назимова С.А.
Ремонтно-технический участок станции Орехово-Зуево, входящий в состав Московского ШТЦ, в прошлом году стал победителем II этапа конкурса по бережливому производству в номинации «Лучшее рабочее место по системе 5С».
С. 36–37
УГОЛКИ РОССИИ
Россия из окна поезда
Наумова Д.В.
Популярность железнодорожных путешествий по России продолжает расти. Туристические поезда – это специальные железнодорожные маршруты, созданные для путешественников, которые хотят совместить передвижение с осмотром достопримечательностей, получить яркие впечатления и эстетическое удовольствие. Рассказываем в статье о новых маршрутах.
С. 38–39
Призвание – инженер по труду
Перотина Г.А.
В этом году исполняется 90 лет со дня создания подразделения, занимающегося нормированием и организацией работы сотрудников, системой оплаты их труда и материального стимулирования. Сегодня – это Департамент по оплате, организации и мотивации труда. Среди множества специальностей, существующих в компании ОАО «РЖД», профессия инженера по труду выделяется, как одна из наиболее востребованных. Одним из представителей этой профессии является ведущий инженер по организации и нормированию труда Орловско-Курского РЦС Московской дирекции связи Наталья Валерьевна Шахова.
2 стр. обл.
Погружение в будущую профессию
Легунец Т.Н.
Екатеринбургская дирекция связи и Свердловский РЦС провели необычное профориентационное мероприятие для учащихся железнодорожного лицея. В его организации участвовали все региональные центры дирекции, предоставив необходимые материалы и оборудование. В отличие от традиционных экскурсий, когда школьникам просто показывают оборудование, уральские связисты сделали мероприятие интерактивным.
3 стр. обл.