«Автоматика, связь, информатика»
Содержание №9, 2025 г.
PRO//ДВИЖЕНИЕ.ЭКСПО
Железнодорожный салон – точка притяжения профессионалов
В конце августа в Санкт-Петербурге прошел Международный железнодорожный салон пространства 1520 «PRO//Движение.Экспо». Главный железнодорожный музей России вновь стал уникальной коммуникационной площадкой для встречи лидеров отрасли, экспертов, специалистов и производителей, разработчиков технологий, представителей российских и международных научно-исследовательских железнодорожных организаций, а также местом демонстрации и продвижения современной техники и технологий.
С. 2–3
Инновационные разработки для ВСМ
Дивизион ЖАТ ГК «Нацпроекстстрой» традиционно представил инновационные разработки и высокотехнологичные решения для оптимизации перевозочного процесса на «Международном железнодорожном салоне пространства 1520 «PRO//Движение.ЭКСПО».
С. 4–5
Решения для высоких скоростей
АО «ЭЛТЕЗА» (входит в ГК «Нацпроекстстрой») представило на выставке свои разработки для высокоскоростных магистралей, среди которых посетители смогли увидеть в действии МПЦ-ЭЛ-20 и ДЦ-ЭЛ, ознакомиться с технической диагностикой ТД-ЭЛ. В уличной экспозиции были представлены напольные устройства для ВСЖМ.
С. 6–7
Надежность, эффективность, инновации
На международном железнодорожном салоне пространства 1520 «PRO//Движение.ЭКСПО» в Санкт-Петербурге научно-производственный центр «Промэлектроника» представил инфраструктурные решения для железнодорожного транспорта. PRO//Движение.ЭКСПО – это площадка, которая способствует коммуникации между участниками железнодорожного рынка, развитию железнодорожной отрасли страны и укреплению международного сотрудничества.
С. 8–10
Система микропроцессорной централизации ЭЦ-ЕМ
На Международном салоне «PRO//Движение.ЭКСПО» АО «Радиоавионика» по направлению железнодорожной автоматики представило систему микропроцессорной централизации ЭЦ-ЕМ и устройства электропитания для систем ЖАТ.
С. 11
Завтрашний день железнодорожной отрасли
На Международном железнодорожном салоне «PRO//Движение.ЭКСПО» АО «НИИАС» представил комплексное видение цифровой железнодорожной станции, интерактивная модель которой стала ключевым элементом экспозиции. Модель наглядно продемонстрировала, как цифровые технологии трансформируют процессы управления инфраструктурой. Посетители смогли ознакомиться с архитектурой станции будущего, ее модулями и возможностями, включая цифровой испытательный полигон для проверки систем технического зрения в различных условиях. На стенде также были представлены два роботизированных комплекса, выполняющие технологические операции на сортировочных станциях без участия человека. Особое внимание в экспозиции было уделено проектам, связанным с высокоскоростным железнодорожным сообщением. НИИАС выступает головным разработчиком интеллектуальной системы управления и обеспечения безопасности для ВСМ. Институт представил Цифровой испытательный полигон для систем технического зрения, а также трехмерный макет Аппаратно-программного модуля диагностики и мониторинга искусственных сооружений ВСМ.
С. 12–13
Продукция для сортировочных горок
На выставке была представлена продукция и инновационные разработки пяти предприятий Концерна «ТРАНСМАШ», производящих оборудование для автоматизации сортировочных горок, вагонного хозяйства, а также устройства ЖАТ.
С. 14
НОВАЯ ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ
УДК 656.259.12
DOI: 10.62994/AT.2025.9.9.001
Использование входного сопротивления путевого
участка для позиционирования подвижной единицы
Соколов М.М., Ходкевич А.Г.
Подготовка участка пути к движению поездов является ключевым фактором обеспечения безопасности. Существующие системы позиционирования подвижного состава обладают ограничениями: либо не контролируют целостность рельсовой линии, либо имеют низкую точность определения местоположения. В данной статье проведено моделирование изменения входного сопротивления участка железнодорожного пути в различных условиях. Для этого использовалась среда Spyder с открытым исходным кодом для языка Python. Получены зависимости составляющих входного сопротивления от местоположения подвижной единицы и сопротивления изоляции рельсовой линии в конкретной ситуации. Результаты моделирования свидетельствуют о перспективности использования значения комплексного входного сопротивления для определения состояния путевого участка и точного позиционирования подвижной единицы.
С. 15–17
УДК 621.391.825
DOI: 10.62994/AT.2025.9.9.002
Защита систем ЖАТ от преднамеренного воздействия
Бочков К.А., Комнатный Д.В.
В статье рассмотрена проблема защиты микроэлектронных и
микропроцессорных систем железнодорожной автоматики и телемеханики (МСЖАТ) от электромагнитных импульсов преднамеренного воздействия (ЭИПВ). Проанализирован международный стандарт IEC 31000-4-36 (часть 4-36), содержащий способы испытаний на устойчивость к этим импульсам. Выявлено, что в данном стандарте не рассматривается устойчивость эксплуатируемых систем ЖАТ к воздействию ЭИПВ. Авторами обоснована необходимость обследования зданий, в которых размещено оборудование ЖАТ, с позиции обеспечения защиты от возможного намеренного воздействия электромагнитных излучений, а также необходимость разработки методов анализа и прогнозирования устойчивости МСЖАТ к ЭИПВ. Предложена расчетно-экспериментальная модель для анализа устойчивости аппаратуры систем ЖАТ к ЭИПВ. Рассмотрено применение этой модели при разработке новых систем и при проведении обследования мест их эксплуатации. Отмечено, что достоинством модели является использование доступного оборудования и хорошо отработанных процедур испытаний.
С. 18–21
Композитные шпалы в метрополитенах.
Жуковский Е.Г.
В статье изложены особенности эксплуатации композитной шпальной продукции. Представлены результаты испытаний и опыт эксплуатации композитных шпал в различных условиях метрополитенов, включая участки с повышенной влажностью и агрессивной средой. Рассмотрены возможности крепления к композитным шпалам и брусу оборудования системы ЖАТ, а также анализ экономических и экологических преимуществ применения долговечных композитных материалов.
С. 22–24
УДК 621.373.8+621.375.8
DOI: 10.62994/AT.2025.9.9.003
Квантовые вычисления: принципы и перспективы
Павлов М.Ю., Самойлов В.А.
В статье рассматриваются принципы квантовых вычислений на основе спиновых состояний. Анализируются фундаментальные принципы квантовой физики, такие как суперпозиция, запутанность и корпускулярно-волновой дуализм. Описаны математические модели кубитов в сфере Блоха, уравнение Шрёдингера и процесс коллапса волновой функции при измерении. Показана роль спиновой запутанности в реализации квантовых алгоритмов. Проведен анализ возможностей применения квантовых алгоритмов в области криптографии, моделирования сложных систем и др.
С. 25–27
ОБМЕН ОПЫТОМ
УДК 656.216.2
DOI: 10.62994/AT.2025.9.9.004
Расчет параметров работы переездной сигнализации
Кириллов А.Н.
Правильный расчет основных параметров работы переездной сигнализации, длины переезда, времени подачи извещения на переезд является основой в обеспечении безопасности движения поездов и автотранспорта.
С. 28–29
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Развитие мониторинга АСУ «Экспресс» НП
Шмелёв А.О.
Современные информационные системы строятся по модульному принципу, легко масштабируются, но в то же время сложны и требуют постоянного контроля. Чем сложнее система, тем больше необходим контроль ее состояния. Лучший способ контроля – мониторинг. Причем предусматривать его целесообразно на этапе проектирования. Это позволит наиболее органично встроить мониторинг в систему и оптимально распределить ресурсы (что важно, так как мониторинг все-таки потребляет часть ресурсов). О новых аспектах развития мониторинга для АСУ «Экспресс» НП рассказывается в этой статье.
С. 30–31
УДК 656:004.93’1
DOI: 10.62994/AT.2025.9.9.005
Мониторинг инфраструктуры на основе искусственного интеллекта
Сацюк А.В.
Представлена система автоматизированного мониторинга железнодорожной инфраструктуры, основанная на применении искусственного интеллекта и современных технологий обработки изображений. Система предназначена для раннего обнаружения потенциальных угроз, таких как несанкционированный доступ к объектам, хищения и аварийные ситуации, в том числе на железнодорожных переездах. Разработанная система использует высокопроизводительные микрокомпьютеры с нейропроцессорными ускорителями и обученные нейронные сети для детектирования, классификации объектов и анализа их поведения. Результаты испытаний подтвердили высокую эффективность системы в реальных условиях эксплуатации, что способствует повышению уровня безопасности и надежности железнодорожного транспорта.
С. 32–34
В ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВАХ
Надежность и самоотверженность
Филюшкина Т.А.
Возгорание произошло 5 июля 2025 г. на посту электрической централизации железнодорожной станции Москва-Пассажирская-
Киевская Московской дороги. Несмотря на распространяющееся задымление в релейном помещении, электромеханики Московско-Смоленской дистанции СЦБ А.О. Топунов и И.Э. Шарифуллин совместными усилиями отключили электропитание поврежденного электрооборудования и, используя первичные средства пожаротушения, смогли потушить источник возгорания в панели электропитания.
С. 35
Экологии – пристальное внимание
Оборина И.С.
Экология – один из национальных проектов России последнего пятилетия. Он нацелен на эффективное обращение с отходами производства и потребления, включая ликвидацию всех выявленных несанкционированных свалок, кардинальное снижение уровня загрязнения атмосферы, в том числе уменьшение не менее чем на 20 % совокупного объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Одна из основных задач проекта – формирование комплексной системы обращения с твердыми отходами, создание условий для вторичной переработки отходов производства и потребления. В статье рассказывается, как решаются задачи экологии в Екатеринбургской дирекции связи.
С. 36
ПОДГОТОВКА КАДРОВ
УДК 378.162.15 : 656.257
DOI: 10.62994/AT.2025.9.9.006
Учебный комплекс на базе интерактивного пульта релейной ЭЦ
Швалов Д.В., Кулькин С.А., Швалов В.Д.
Для обеспечения хозяйства автоматики и телемеханики квалифицированными кадрами требуется так называемая опережающая подготовка специалистов, которая должна строиться на основе изучения не только действующих, но и перспективных технических средств и технологий. Важной составляющей такой подготовки является внедрение в учебный процесс результатов научно-инновационной деятельности и прикладных разработок университетских комплексов.
С. 37–39