«Автоматика, связь, информатика»
Содержание № 10, 2019 г.
Железнодорожный транспорт будущего
Наумова Д.В.
В конце августа в Щербинке состоялся крупнейший салон железнодорожной техники и технологий «PRO//Движение.Экспо». В нем приняли участие 700 предприятий и 2 тыс. специалистов отрасли из 37 стран мира. Ведущие компании-производители из Австрии, Беларуси, Швейцарии, Китая, Чехии, Германии, Франции, Италии, Польши, Румынии и России продемонстрировали в рамках статической и динамической экспозиций на выставке свои новые разработки и технологии в области железнодорожного транспорта. В течение всех дней работы Салона особое внимание уделялось вопросам обновления подвижного состава, развития инфраструктурных проектов и внедрения решений на базе цифровых технологий. О работе салона читайте в статье.
Инновационные технические решения для управления движением поездов
Володина О.В.
В августе ОАО «ЭЛТЕЗА» традиционно приняло участие в Международном железнодорожном салоне пространства 1520 «PRO//Движение.Экспо». На стенде компании, которая является крупнейшим производителем современного электротехнического оборудования, электронных и микропроцессорных устройств, систем управления движением поездов и обеспечения безопасности железнодорожных перевозок в России и СНГ, были представлены новые разработки.
Про движение, безопасность и новые эффективные решения для железных дорог
Назимова С.А.
На Международном железнодорожном салоне научно-производственный центр «Промэлектроника» представил комплекс своих разработок. Техническая экспозиция была размещена в павильоне и на открытой площадке.
Перспективные программно-аппаратные средства ЖАТ
Назимова С.А.
Участие в специализированных выставках для любой компании, особенно занимающейся разработкой, позволяет поддерживать обратную связь с широким кругом специалистов разных уровней и компетенций для оценки актуальности своих предложений. На прошедшей в конце августа выставке «PRO//Движение.ЭКСПО» ОАО «Радиоавионика» представило наиболее интересные наработки последних двух лет, направленные на развитие микропроцессорных систем ЭЦ-ЕМ/АБТЦ-ЕМ и систем электропитания ЖАТ.
Курс на цифровизацию
Наумова Д.В.
Компания «1520 Сигнал» традиционно приняла активное участие в международном железнодорожном Салоне техники и технологий пространства 1520 «PRO//Движение.Экспо», где продемонстрировала свои новейшие разработки в области управления движением поездов.
УДК 621.397 DOI 10.34649/AT.2019.10.10.001
Система технического зрения на железнодорожном транспорте
Кнышев И.П., Гусарова Е.В., ТулемисовТ.Т.
Рассмотрены общие принципы построения и развития системы технического зрения (СТЗ) железнодорожного транспорта. Структура содержит три сегмента: статический, подвижный и мобильный, взаимно дополняющие друг друга. Использование интеллектуальных систем видеонаблюдения, обязательным элементом которых является программная обработка изображений (видеоаналитика), позволяют решать широкий спектр задач: от контроля состояния инфраструктурных объектов, до дистанционного контроля выполнения технологических операций. Мобильный сегмент СТЗ обладает большими потенциальными возможностями по повышению безопасности работ и снижению влияния человеческого фактора на результаты деятельности.
УДК 004.32 DOI 10.34649/AT.2019.10.10.002
Применение технологии 5G на примере гетерогенной сети
Сафонова И.Е., Казанский Н.А., Немцов Ю.В., Панькина К.Е.
В статье содержится краткая характеристика стандарта связи 5G и его отличия от предшествующих стандартов. Рассматриваются сценарии взаимодействия наземного и железнодорожного транспорта в транспортной инфраструктуре, возможность создания гетерогенной сети. Приводятся рекомендации по организации и эксплуатации сетей 5G на транспорте. Указывается, что сети 5G являются ключевой составляющей инфраструктуры беспилотных технологий в транспортных системах, где на первое место выходят комфорт, высокая эффективность, надежность и безопасность.
Приоритетные устройства бесперебойного питания
Бурлаков В.Д.
В соответствии с отраслевыми требованиями системы электропитания (СЭП) технических средств железнодорожной автоматики и телемеханики строятся по принципу резервирования электропитания. Максимальная надежность системы электропитания при обеспечении высоких качественных показателей электроэнергии достигается в СЭП с полным резервированием за счет использования мощных устройств бесперебойного питания (УБП), которые при отсутствии входного напряжения или выходе его за нормативные пределы качества обеспечивают электроснабжение потребителей от инвертора и собственных аккумуляторных батарей.
Использование LTE для цифровой железнодорожной станции
Елин Д.А.
«Цифровая железнодорожная станция» – одно из направлений реализации комплексного научно-технического проекта «Цифровая железная дорога», являющегося составной частью программы «Цифровая экономика Российской Федерации». О средствах и системах беспроводной связи, намеченных использовать при реализации проекта «Цифровая железнодорожная станция» на станции имени Максима Горького, рассказывается в этой статье.
УДК 656.254 DOI 10.34649/AT.2019.10.10.003
Многоканальная связь: от специализации к универсализации
Шмытинский В.В., Глушко В.П.
Сегодня многоканальная связь представляет собой сложный комплекс аппаратуры, в состав которого входят и система тактовой сетевой синхронизации, и система сетевого управления, без которых невозможна современная цифровая сеть. В статье рассказывается о поэтапном развитии средств телекоммуникаций на железнодорожном транспорте за последние 50 лет. Рассматриваются особенности организации и основные принципы первичной сети от начала появления однополосной двухкабельной системы передачи до современных волоконно-оптических сетей
УДК 006.072 DOI 10.34649/AT.2019.10.10.004
Аудит информационных систем
Бенецкий Ю.Р.
В статье рассмотрены вопросы организации мероприятий по аудиту информационных систем, применяемых в ОАО «РЖД», ключевые цели, задачи и достигаемые результаты мероприятий по аудиту ИТ. Приведена организационно-функциональная структура, используемая при проведении мероприятий по аудиту ИТ. Показана возможность использования и проблематика разработки международных стандартов в области аудита ИТ.
Интеллектуальный транспорт: радиоэра
Ефанов Д.В.
Сфера IT развивается весьма стремительно и технологии управления и передачи данных по радиоканалу становятся уже неотъемлемыми не только в бытовой сфере, но и на объектах промышленности и транспорта. Все большее количество объектов наделяется возможностями работы без использования проводной передачи данных, организуются собственные защищенные сети на основе технологии «интернет вещей». Тотальное использование технологий управления по радиоканалу, несомненно, приведет к значительным изменениям и в железнодорожном комплексе.
УДК 004:656.2 DOI 10.34649/AT.2019.10.10.005
Стратегия развития блока инфраструктуры ГВЦ ОАО «РЖД»
Ефимова О.В., Малышева О.М.
В условиях динамичных структурных преобразований ОАО «РЖД» Главный вычислительный центр становится центральным элементом, осуществляющим эффективное взаимодействие субъектов транспортного рынка при перевозке грузов и пассажиров. В сложившихся условиях основные задачи ГВЦ ОАО «РЖД» заключаются в своевременном информационном обеспечении всех уровней управления компании, высококачественной эксплуатации корпоративных информационных и автоматизированных систем, программно-аппаратных комплексов и оборудования сети передачи данных.
Калибровка измерительных каналов СТДМ
Знаменский К.Н.
На Горьковской дороге накоплен опыт по калибровке измерительных каналов систем технической диагностики и мониторинга (СТДМ). Дорожный Центр мониторинга занимается этой работой более семи лет. За это время специалистами службы автоматики и телемеханики выявлены основные проблемы, связанные с данным процессом и сформированы предложения по их решению.
Аварийное восстановление технических средств
Синецкий А.С.
Как показывает эксплуатационный опыт, в чрезвычайных ситуациях при выходе из строя всех устройств ЭЦ и АБ крайне важно какие средства и технологии используются для их восстановления. Прежде всего это имеет значение для сокращения перерыва в действии устройств и минимизации последствий, связанных со сбоем графика движения поездов. В связи с этим требуется серьезный системный подход к выбору средств и методов аварийного восстановления. В статье рассмотрены существующие и перспективные средства аварийного восстановления работы устройств ЖАТ, а также предложения специалистов ПКБ И в этой области.
Динамично развивающийся коллектив
Боровский А.Ю., Польщикова Т.В.
Алтайский регион занимает особое место в структуре Западно-Сибирской дороги. Исторически сложившаяся разветвленная железнодорожная сеть и огромные расстояния предъявляют дополнительные требования к обслуживанию устройств связи. Входящая в его состав станция Барнаул – один из самых оживленных пассажирских узлов в Сибири. А город Барнаул – крупный торговый центр, столица Алтайского края. Важнейшим промышленным участком предприятия является Среднесибирский ход, связывающий Кузбасс и западные регионы страны, пропускная способность которого более 150 грузовых поездов в сутки. В первом квартале текущего года Алтайский РЦС Новосибирской дирекции связи занял первое место среди филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД».
У истоков информатизации промышленного транспорта
Гершвальд А.С.
Информатизация промышленного транспорта началась с разработки в 1962 г. датчика номера слитковозного состава для участка горячих перевозок Магнитогорского металлургического комбината (ММК). Автором проекта был инженер Ю.Н. Введенский, работавший в отделении промышленного транспорта ЦНИИ МПС.
В день компании ОАО «РЖД»
Перотина Г.А., Володина О.В.
В день 16-летия создания ОАО «РЖД» в Москву пригласили передовиков производства для вручения им заслуженных наград. Среди прибывших были старший электромеханик Астраханского РЦС Саратовской дирекции связи ЦСС А.П. Клопов, заместитель начальника Дёмской дистанции СЦБ Куйбышевской ДИ К.Г. Сапожников, электромеханик Люблинской дистанции СЦБ Московской ДИ В.Н. Богданов. Вместе с тем состоялись их встречи с руководством ЦСС и Управления автоматики и телемеханики ЦДИ ОАО «РЖД».