«Автоматика, связь, информатика»
Содержание №2, 2022 г.
Прогнозировать, а не действовать постфактум
Черногаев С.И.
Говоря о результатах деятельности РОСПРОФЖЕЛ в прошлом году, стоит отметить, что 2021 год подвел итоги прошедшего пятилетия и определил приоритетные направления деятельности профсоюза на ближайшее будущее. Вектор движения задал XXXIII Съезд РОСПРОФЖЕЛ. К традиционным направлениям работы профсоюза, таким как защита социально-экономических прав трудящихся, добавились новые, обусловленные развитием общества и наблюдающимися тенденциями.
Стр. 2–6
УДК 656.21:614.7
doi: 10.34649/AT.2022.2.2.001
Шум от объектов железнодорожной инфраструктуры: контроль и нормирование
Новиков А.В., Ованесова Е.А.
Борьба с шумом на железнодорожном транспорте – ключевой элемент экологической стратегии ОАО «РЖД». В ней мероприятия в области контроля и нормирования шумового воздействия указаны в качестве инструментов достижения целевых ориентиров в данном направлении. В статье раскрыты цели и основы деятельности по контролю и нормированию шума от инфраструктурных объектов, сформулированы подходы к их обеспечению. Рассмотрены особенности разработки методик акустической оценки источников шума с учетом специфики исследуемого объекта.
Стр. 7–9
УДК 621.31, 621.38
doi: 10.34649/AT.2022.2.2.002
Семипроводная схема управления электроприводом
Эдих Д.А., Демидов Е.В.
В статье представлена новая схема управления стрелочным электроприводом. Рассмотрены основные преимущества при ее применении. Приведена схема макета выключения стрелки из зависимости.
Стр. 10–13
Неумоин В.А.
Система оповещения персонала о приближении поезда СОП-02
В п. 4.18 «Инструкции по размещению, установке и эксплуатации средств автоматического контроля технического состояния подвижного состава на ходу поезда» № ЦВ-ЦШ-453 от 30.12.1996 г. сказано, что «Помещение для постового оборудования средств контроля оснащается схемой оповестительной сигнализации о приближении поезда к месту размещения перегонного оборудования и охранной сигнализацией. На участках с автоблокировкой управление схемой оповестительной сигнализации производится от путевого реле рельсовой цепи». П. 2.4.8 «Положения по организации системы контроля технического состояния подвижного состава в пути следования», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» № 1902р от 14.08.2014 г. , обязывает выполнять требование: «Проектом должна предусматриваться установка оповестительной сигнализации о приближении поезда к постовому оборудованию средств контроля и охранной сигнализации». В целях выполнения указанных требований специалисты Нижегородского отделения АО «ВНИИЖТ» в 2005–2006 гг. разработали и с 2007 г. успешно реализуют систему оповещения персонала о приближении поезда СОП-01.
Стр. 14–16
УДК 621.396.721
doi: 10.34649/AT.2022.2.2.003
Программно-конфигурируемое радио – будущее технологической железнодорожной радиосвязи
Роенков Д.Н., Коротченко В.Д., Левченко С.А.
Сети технологической железнодорожной радиосвязи требуют модернизации, осуществление которой затруднено главным образом из-за невозможности одновременной замены всех радиостанций и использования в работе различных поколений аппаратуры. Возможным решением этой проблемы может стать разработка системы, построенной на основе программно-конфигурируемого радио (software defined radio – SDR).
Стр. 17–21
АО «ЭЛТЕЗА» внедряет новый вид обслуживания
В прошлом году ОАО «ЭЛТЕЗА» заключило договор с ОАО «РЖД» на оказание услуг по содержанию в работоспособном состоянии системы теплового контроля подвижного состава на ходу поезда СТК КТСМ. На начальном этапе на внешнее управление перейдут комплексы, которые эксплуатируются на Московской, Северной, Приволжской, Куйбышевской, Северо-Кавказской и Свердловской дорогах.
Стр. 22
Проект, опередивший время
Хрящев И.Л., Живага А.Ю., Куряев И.В., Овчинников М.Д.
О Великом Северном железнодорожном пути впервые заговорили еще в 1928 г. Он должен был связать заполярные регионы страны с Центральной Россией и Северо-Западом. В 1950-е гг. прошлого века этот крайне тяжелый и дорогостоящий проект Трансполярной магистрали был законсервирован и фактически превратился в «мертвую дорогу». Сегодня этот мегапроект России переживает второе рождение.
Стр. 23–26
Развитие СТДМ устройств СЦБ
Панов С.А.
В соответствии с протоколом заседания секции «Автоматика и телемеханика» НТС ОАО «РЖД» от 28.01.2021 предприятию «Югпромавтоматизация» было поручено подготовить предложения по изменению технологии обслуживания устройств СЦБ при внедрении СТДМ и применению технологии интернета вещей, материалы по диагностике и мониторингу горочных устройств, предусмотреть создание паспорта СТДМ и др. В статье рассказывается о реализации этих решений.
Стр. 27–28
Шлапак А.В., Врацкий А.В.
Корпоративная система обмена быстрыми сообщениями
Неблагополучная эпидемиологическая обстановка заставила большинство компаний перевести своих сотрудников на дистанционный режим работы. В ОАО «РЖД» было организовано более 115 тыс. удаленных рабочих мест, что вызвало необходимость создания корпоративной системы мгновенного обмена сообщениями для оперативного общения между сотрудниками.
Стр. 29–31
Новая версия карьерного портала
Логач А.В.
Обновленный вариант Карьерного портала был запущен в конце ноября прошлого года. Процесс внедрения изменений проводился незаметно, работа сайта не прекращалась ни на минуту, поэтому такое неожиданное «преображение» вызвало приятное удивление у пользователей. Карьерный портал предназначен для соискателей, студентов, школьников и их родителей. Можно сказать, этот сайт – «лицо» холдинга «РЖД». Он не просто формирует имидж компании и способствует ее продвижению на рынке труда, но и является инструментом взаимодействия подразделений кадрового блока с потенциальной аудиторией.
Стр. 32–33
Автоматизация организации работ повысит эффективность
Шарко А.В.
Проект Куйбышевской ДИ направлен на создание системы, которая должна обеспечить выполнение требований нормативных документов при производстве работ по обслуживанию и ремонту объектов ЖАТ. Качество организации работ при этом контролируется от этапа планирования и до включения устройств в эксплуатацию.
Стр. 34–38
Опыт эксплуатации МРМ-Ш
Солдатенков Е.Г.
Для повышения контроля за соблюдением дисциплины при выполнении графика технологического процесса эксплуатационным штатом в границах Иркутск-Сортировочной дистанции СЦБ в рамках пилотного проекта в 2020 г. внедрена подсистема «Мобильное рабочее место Единой корпоративной автоматизированной системы управления инфраструктурой хозяйства автоматики и телемеханики» (МРМ ЕК АСУИ-Ш).
Стр. 39–40
Новые возможности с МРМ
Кленов А.В.
С 2018 г. ведется разработка технологии обслуживания устройств СЦБ с применением мобильных рабочих мест МРМ. С 2020 г. на полигоне Октябрьской дороги эксплуатируются 103 комплекта МРМ. В соответствии с комплексной программой внедрения в прошлом году были поставлены 696 единиц, в текущем году планируется приобретение еще 799 мобильных рабочих мест.
Стр. 41–42
Мобильный справочник PINOUT поможет связисту
Бутаков А.Н.
Связисты, выполняющие монтаж или техническое обслуживание оборудования, часто сталкиваются с проблемой определения распиновки разъемов. В статье описан интерфейс, приведены функциональные возможности и преимущества использования приложения PINOUT – мобильного справочника, содержащего сведения о распиновке разъемов оборудования электросвязи.
Стр. 43–44
В ответе за людей и за дело
Вадченко О.А.
Вся трудовая деятельность главного инженера Хабаровской дирекции связи ЦСС Александра Егоровича Михайлова связана исключительно с железнодорожным транспортом. Немного встретишь людей, которые на протяжении стольких лет верны своему делу и выполняют работу на совесть.
Стр. 44
Верность своей профессии
Наумова Д.В.
В феврале старшему электромеханику Санкт-Петербург-Витебской дистанции СЦБ Октябрьской дирекции инфраструктуры Леониду Степановичу Шрамуку исполняется 60 лет. Почти весь 40-летний стаж он проработал в одной дистанции, каждый день доказывая верность своему делу и выбранной профессии.
Стр. 45–46
Впереди у него много дел
Перотина Г.А.
В компании ОАО «РЖД» работает немало управленцев, у которых за плечами большой опыт решения поставленных задач, и этот опыт, как правило, активно используется. Примером такого руководителя может служить заместитель начальника Центральной станции связи по управлению персоналом и социальным вопросам Дмитрий Олегович Мельников. 7 февраля текущего года ему исполняется 55 лет, причем половина из них отдана железнодорожному транспорту.
2 стр. обл.
Новые возможности для тяжеловесного движения
Наумова Д.В.
ОАО «РЖД» при поддержке Международного Союза железных дорог (МСЖД) провело вебинар на тему «Экологические тренды и новые цифровые возможности для тяжеловесного движения». Вебинар был посвящен актуальным вопросам, вызовам и комплексным решениям зеленых и цифровых технологий, способных заместить классические технологии железнодорожных тяжеловесных перевозок
3 стр. обл.