Автоматика, связь, информатика. 2024. № 12. С. 2–4
Automation, communications, informatics. 2024. № 12. Р. С. 2–4
НОВАЯ ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ
Научная статья
УДК 654.16
DOI: 10.62994/AT.2024.12.12.001
Особенности проведения испытаний на ЭМС микроэлектронных систем ЖАТ
Розенберг Ефим Наумович1, Куликов Борис Андреевич2, Бочков
Константин Афанасьевич3, Харлап Сергей Николаевич4
1АО «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте», первый заместитель генерального директора, профессор,
д-р техн. наук, Москва, Россия, info@vniias.ru
2ФБУ «Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте», заместитель начальника отдела сертификации электрооборудования, автоматики и телемеханики, Москва, Россия, register@rsfgt.ru
3УО «Белорусский государственный университет транспорта», научный руководитель-заведующий НИЛ «Безопасность и ЭМС технических средств», профессор, д-р техн. наук, г. Гомель, Республика Беларусь, bochkov1999@mail.ru
4УО «Белорусский государственный университет транспорта», ведущий научных сотрудник НИЛ «Безопасность и ЭМС технических средств», доцент, канд. техн. наук, г. Гомель, Республика Беларусь, hsn2013@tut.by
Аннотация. В статье рассматривается особенности проведения сертификационных испытаний на электромагнитную совместимость микроэлектронных систем железнодорожной автоматики и телемеханики с целью подтверждения их соответствия требованиям технических регламентов таможенного союза и связанных с ними межгосударственных стандартов. Особое внимание уделяется взаимосвязи проведения испытаний на ЭМС с требованиями по обеспечению функциональной безопасности по основополагающему межгосударственному стандарту ГОСТ IEC 61508. Рассмотрено участие испытательных лабораторий при разработке, проведению испытаний, постановке на производство и испытаний по подтверждению соответствия на всех этапах жизненного цикла по ГОСТ 33477-2015. Показано, что испытаний на ЭМС микроэлектронных СЖАТ по типовым методикам без учета требований по функциональной безопасности будет приводить к значительным рискам нарушения требований по обеспечению безопасности движения поездов.
Ключевые слова: ЭМС, функциональная безопасность, испытания, испытательная лаборатория
Для цитирования: Розенберг Е.Н., Куликов Б.А., Бочков К.А., Харлап С.Н. Особенности проведения испытаний на ЭМС микроэлектронных систем ЖАТ // Автоматика, связь, информатика. 2024. № 12. С. 2–4. DOI: 10.62994/AT.2024.12.12.001
NEW TECHNIC AND TECHNOLOGY
Original article
Features of EMC testing of microelectronic railway automation systems
Efim N. Rosenberg1, Boris A. Kulikov2, Konstantin A. Bochkov3, Sergey N. Harlap4
1JSC «Research and Design Institute of Informatization, Automation and Communications in Railway Transport», First Deputy General Director, Professor, Doctor of Technical Sciences, Moscow, Russia, info@vniias.ru
2FBI «Register of Certification on Federal Railway Transport», Deputy Head of the Department of Certification of Electrical Equipment, Automation and Telemechanics, Moscow, Russia, register@rsfgt.ru
3EI «Belarusian State University of Transport», Scientific Director-Head of the Research Laboratory «Safety and EMC of Technical Equipment», Professor, Doctor of Technical Sciences, Gomel, Republic of Belarus, bochkov1999@mail.ru
4EI «Belarusian State University of Transport», Leading researcher of the Research Laboratory «Safety and EMC of technical equipment», Associate Professor, Ph.D. (Tech.), Gomel, Republic of Belarus, hsn2013@tut.by
Abstract. The article discusses the features of conducting certification tests for electromagnetic compatibility of microelectronic systems of railway automation and telemechanics in order to confirm their compliance with the requirements of technical regulations of the customs union and related interstate standards. Particular attention is paid to the relationship between EMC tests and the requirements for ensuring functional safety according to the fundamental interstate standard GOST IEC 61508. The participation of test laboratories in the development, testing, launching into production and tests to confirm compliance at all stages of the life cycle according to GOST 33477-2015 is considered. It is shown that EMC tests of microelectronic railway automation and telemechanics systems using standard methods without taking into account the requirements for functional safety will lead to significant risks of violating the requirements for ensuring the safety of train traffic.
Keywords: EMC, functional safety, tests, test laboratory
For citation: Rosenberg E.N., Kulikov B.A., Bochkov K.A., Harlap S.N. Features of EMC testing of microelectronic railway automation systems // Automation, communications, informatics. 2024. № 12. P. 2–4. DOI: 10.62994/AT.2024.12.12.001
Список источников
1. ГОСТ 33358-2015. Безопасность функциональная. Системы управления и обеспечения безопасности движения поездов. Термины и определения. Введ. 01.03.2016. Изм. 01.12.2008. М.: Стандартинформ, 2018.
2. ГОСТ Р МЭК 61508-4-2012 Функциональная безопасность систем электрических, электронных, программируемых электронных свя-занных с безопасностью. Часть 4. Термины и определения. Введ. 01.08.2013. Изм. 01.04.2020. М.: Стандартинформ, 2020.
3. ГОСТ 33477-2015. Система разработки и постановки продукции на производство. Технические средства железнодорожной инфраструктуры. Порядок разработки, постановки на производство и допуска к применению. Введ. 01.07.2016. М.: Стандартинформ, 2016.
4. ТР ТС 003/2011. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» : утв. Решением Комиссии ТС от 15.07.2011 № 710 (в ред. от 30.03.2023).
5. ГОСТ 33436.4-1-2015. Совместимость технических средств электромагнитная. Системы и оборудование железнодорожного транспорта. Часть 4-1. Устройства и аппаратура железнодорожной автоматики и телемеханики. Требования и методы испытаний. Введ. 01.09.2016. Изм. 01.09.2019. М.: Стандартинформ, 2019.
© Москва «Автоматика, связь, информатика» 2024