Автоматика, связь, информатика. 2024. № 4. С. 16–18
Automation, communications, informatics. 2024. № 4. Р. 16–18
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Научная статья
УДК 629.054, 681.518.3
DOI: 10.34649/AT.2024.4.4.005
Измеритель модуля скорости для подвижных транспортных объектов
Сергей Викторович Соколов1, Андрей Леонидович Охотников2
1Московский технический университет связи и информатики (МТУСИ), заведующий кафедрой «Информатика и вычислительная техника», профессор, д-р техн. наук, Москва, Россия, s.v.s.888@yandex.ru
2АО «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте», заместитель начальника Департамента информационных технологий – начальник отдела стратегического развития, Москва, Россия, a.ohotnikov@vniias.ru
Аннотация. В статье представлены новые принципы построения неинерциальных измерителей модуля скорости – одного из важнейших параметров описания движения подвижных транспортных объектов, в частности, беспилотных (автономных) локомотивов. Рассмотрены базовые варианты схем измерения модуля скорости и их основные параметры, определяющие быстродействие и точность определения скорости движения. Показаны преимущественные особенности описываемых устройств, состоящие в уменьшении аппаратурных и вычислительных затрат, повышении точности определения модуля текущей скорости. Приведенные преимущества устройств обеспечивают возможность их эффективного использования при решении навигационной задачи подвижных единиц железнодорожного и городского рельсового транспорта.
Ключевые слова: транспортный объект, система управления движением поездов, измерение модуля скорости, параметры движения, катушка индуктивности, кривая торможения
Для цитирования: Соколов С.В., Охотников А.Л. Измеритель модуля скорости для подвижных транспортных объектов // Автоматика, связь, информатика. 2024. № 4. С. 16–18. DOI: 10.34649/AT.2024.4.4.005
INFORMATION TECHNOLOGY
Original article
Speed module measurement options for mobile transport facilities
Sergey V. Sokolov1, Andrey L. Okhotnikov2
1Moscow Technical University of Communications and Informatics (MTUCI),D of TS, Professor, Head of the Department of Computer Science and Computer Engineering, s.v.s.888@yandex.ru
2Research and Design Institute for Information Technology, Signalling and Telecommunications on Railway Transport (JSC «NIIAS»), Deputy Head of the Information Technology Department – Head of the Strategic Development Department, a.ohotnikov@vniias.ru
Abstract. The article presents new principles for the construction of inertial velocity module meters – one of the most important parameters for describing the movement of mobile transport objects, in particular, unmanned (autonomous) locomotives. The basic variants of the speed module measurement schemes and their main parameters determining the speed and accuracy of determining the speed of movement of transport objects are considered. The predominant features of the described devices are shown, consisting both in reducing hardware and computing costs, and increasing accuracy in determining the module of the current speed of rail transport facilities. Similar advantages of the proposed devices provide the possibility of their effective use in solving the navigation problem of mobile units of both railway and urban rail transport.
Keywords: transport facility, train traffic control system, speed module measurement, motion parameters, inductance coil, braking curve
For citation: Sokolov S.V., Okhotnikov A.L. Speed module meter for mobile transport objects // Automation, communications, informatics. 2024. № 4. P. 16–18. DOI: 10.34649/AT.2024.4.4.005
Список источников
1. Охотников А.Л., Чернин М.А. Разработка систем для автономного подвижного состава // Автоматика, связь, информатика. 2021. № 11. С. 21–24. DOI: 10.34649/AT.2021.11.11.006.
2. Охотников А.Л., Костюков А.В. Калибровка датчиков системы технического зрения тягового подвижного состава // Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения. 2023. № 2 (90). С. 20–29. DOI: 10.46973/0201-727X_2023_2_20.
3. Методология обоснования требований безопасности при использовании систем технического зрения в интеллектуальных системах управления движением поездов / Л.А. Баранов, П.Ф. Бестемьянов, Е.П. Балакина, А.Л. Охотников // Интеллектуальные транспортные системы : материалы Международной научно-практической конференции, Москва, 26 мая 2022 года. М.: РУТ (МИИТ), 2022. С. 54–58.
4. ГЛОНАСС. Принципы построения и функционирования / под ред. А.И. Перова, В.Н. Харисова. 4 изд., перераб. и доп. М.: Радиотехника, 2010. 800 с.
5. Патент № 2548927 C1 Российская Федерация, МПК G01C 21/02. Система астронавигации: № 2013154159/28: заявл. 05.12.2013: опубл. 20.04.2015 / В.М. Антимиров, А.Ю. Вагин, А.С. Вдовин [и др.]; заявитель Федеральное государственное унитарное предприятие «Научное объединение автоматики имени академика Н.А. Семихатова». – EDN WVPZGP.
6. Андреев В.Д. Теория инерциальной навигации. Автономные системы. М.: Наука, 1966. 579 с.
7. Щербинин В.В. Построение инвариантных корреляционно-экстремальных систем навигации и наведения летательных аппаратов. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2011. 230 с.
8. Патент № 2799734 РФ, G01C 21/18, G01C 22/02, B61L 25/02. Бортовое устройство позиционирования рельсового транспортного средства: / Иванов В.Ф., Охотников А.Л., Попов П.А., Соколов С.В., Сухоруков С.А.; патентообладатель ОАО «РЖД». № 2023110066; заявл. 20.04.2023; опубл. 11.07.2023; Бюл. № 20.
9. Лазерные доплеровские измерители // НИИТеплоприбор : официальный сайт. URL:/ https://niiteplopribor.ru/lazernye-izmeriteli/ (дата обращения 03.03.2024).
© Москва «Автоматика, связь, информатика» 2024