«Автоматика, связь, информатика»
Содержание №12, 2024 г.
УДК 656.25
DOI: 10.62994/AT.2024.12.12.001
Особенности проведения испытаний на ЭМС микроэлектронных систем ЖАТ
Розенберг Е.Н., Куликов Б.А., Бочков К.А., Харлап С.Н.
В статье рассматривается особенности проведения сертификационных испытаний на электромагнитную совместимость микроэлектронных систем железнодорожной автоматики и телемеханики с целью подтверждения их соответствия требованиям технических регламентов таможенного союза и связанных с ними межгосударственных стандартов. Особое внимание уделяется взаимосвязи проведения испытаний на ЭМС с требованиями по обеспечению функциональной безопасности по основополагающему межгосударственному стандарту ГОСТ IEC 61508.
С. 2–4
Задачи единых алгоритмов обеспечения надежности и функциональной безопасности систем ЖАТ
Синецкий А.С., Иванов Е.Н.,Сухинина Т.В.
Системы ЖАТ, предназначенные для решения трех взаимопроникающих задач (повышения пропускной способности, автоматизации и обеспечения безопасности перевозочного процесса), реализуют их на основе функциональных алгоритмов. С их помощью выполняется сбор информации с объектов автоматизации и формирование (или блокирование) управляющего воздействия на основе полученной информации и действий человека-оператора. Задачи функциональной безопасности алгоритмов автоматизации также можно отнести к трем направлениям: исключение опасных ситуаций, связанных с нарушением условий безопасности движения поездов, воздействие человеческого фактора и отказы в работе устройств.
С. 5–6
Интервальное регулирование движения поездов на малодеятельных участках
Гимальтинов И.Р., Теткин А.Ю.
На участках с высокой интенсивностью движения применяют различные системы автоматической блокировки. Для малодеятельных участков экономически обосновано использовать полуавтоматическую блокировку. Она может быть построена как на релейной (РПБ), так и на микропроцессорной элементной базе (МПБ). РПБ имеет ряд функциональных ограничений, которые не позволяют развивать железнодорожную инфраструктуру в соответствии с требованиями настоящего времени. МПБ способна заменить полуавтоматическую блокировку и автоблокировку без промежуточных сигнальных точек.
С. 7–10
КЭАЗ обеспечивает безопасность на железнодорожном транспорте
Ключевую роль в обеспечении безопасности движения на железнодорожном транспорте играют дистанции СЦБ. Работа устройств железнодорожной автоматики и телемеханики напрямую зависит от надежности системы электроснабжения. Курский электроаппаратный завод уже на протяжении 79 лет разрабатывает и производит качественную продукцию и комплексные решения для стабильной работы стратегически важных объектов, в том числе транспортной инфраструктуры.
С. 11
УДК 656.001.57 УДК 333.24 65.0
DOI: 10.62994/AT.2024.12.12.002
Применение онтологий в управлении транспортом
Розенберг И.Н., Цветков В.Я.
Статья посвящена вопросу применения онтологий для решения задач управления в сфере транспорта. Его актуальность вызвана необходимостью развития интеллектуального и беспилотного управления. На основе опыта введено понятие «транспортная онтология» и описано ее содержание. Предложена схема ее построения. Рассмотрено введение информационной маркировки для построения онтологий в интеллектуальном управлении.
С 12–14
УДК 621.315.23
DOI: 10.62994/AT.2024.12.12.003
Поиск, локализация и ремонт повреждений кабельных линий связи
Евдокимова О.Г., Бычков Д.В., Хайсов А.В.
В статье рассматриваются факторы, снижающие надежность линейно-кабельных линий связи и признаки их повреждения. Основное внимание уделено медножильным кабелям. Описываются практические способы и методы обнаружения повреждений. Сформулирована необходимость разработки и внедрения технических и организационных решений, позволяющих сократить время поиска, локализации и ремонта кабелей связи, чтобы минимизировать время перерыва сервиса и, как следствие, сбоев движения поездов.
С. 15–17
УДК 004.72
DOI: 10.62994/AT.2024.12.12.004
Обмен данными между подвижным объектом и его цифровым двойником
Скорик А.Д., Савонин В.В., Слободсков О.Е.
В статье рассмотрен способ обеспечения двусторонней связи между подвижным объектом и его цифровым двойником. Авторами представлен облик прототипа абонентского устройства (терминала) с использованием общепромышленных технологий IoT и сетей, устойчивых к задержкам (разрывам) при создании гетерогенных сетей связи. Предложенное решение позволяет обеспечить связь цифровых двойников с реальными физическими подвижными объектами в процессе их эксплуатации. Кроме этого, сформулированы практические подходы к созданию технической основы для массового использования цифровых двойников.
С. 18–21
Диагностика и мониторинг на ВСЖМ-1
Назимова С.А.
В ноябре прошло заседание секции «Комплексные проблемы транспорта» Научно-технического совета ОАО «РЖД» по теме: «Модель диагностирования и мониторинга объектов инфраструктуры высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург».
С. 22–24
Безопасности много не бывает
Наумова Д.В.
В Российском университете транспорта (МИИТ) состоялась XXII Всероссийская научно-практическая конференция «Безопасность движения поездов». В этом году она прошла под девизом: «Инновационное развитие. Экспертный диалог. Практика достижений».
С. 25–26
Изменение порядка оплаты сверхурочной работы
Родионова А.Н.
С 1 сентября 2024 г. вступили в силу изменения в порядке оплаты сверхурочной работы. Теперь, кроме оклада, нужно учитывать стимулирующие и компенсационные выплаты. В этой статье рассказывается про новые правила оплаты сверхурочной работы, о том, как начисляется оплата за сверхурочные работы с учетом новых правил.
С. 27–28
Эффективная рационализаторская деятельность
Борисова А.А., Садовский Д.А.
В этом году Московско-Курский региональный центр связи стал лидером по рационализаторской работе и бережливому производству в Московской дирекции связи, хотя ранее занимал одно из последних мест в этой деятельности. Хорошие результаты стали возможны благодаря повышению активности и мотивированности работников регионального центра. С некоторыми рационализаторскими предложениями читатели могут ознакомиться в этой статье.
С. 29–31
Ценный источник информации
Сороко А.В.
В 2024 г. во все центры научно-технической информации и библиотек ОАО «РЖД» и все региональные подразделения ЦДИ поступило второе научно-техническое издание – Энциклопедия «Автоматика, телемеханика, связь на железных дорогах России» в трех книгах.
С. 32
В мире цифровых технологий
РЖД добавили функцию просмотра интерьера поезда перед покупкой билета на сайте компании.
На Горьковской дороге стартовал пилотный проект оплаты проезда по геолокации, сообщает РЖД.
С. 33
Новости
В Китае успешно испытали беспилотный тяжеловесный поезд.
Компании «Казахстан темир жолы» и «Qaz Rail Automatic» перевели на цифровое управление крупнейшую в стране станцию Достык.
Первый поезд «Минск–2024», изготовленный на предприятии «Метровагонмаш» (входит в ТМХ), начал курсировать на Зеленолужской линии Минского метро.
Железные дороги Египта спустя 50 лет возобновили пассажирские перевозки на Синайском полуострове.
Автономный региональный поезд Alstom совершил тестовую поездку в Германии.
Компания Hitachi Rail анонсировала программное обеспечение Hyper Mobility Asset Expert (HMAX) на платформе искусственного интеллекта IGX в партнерстве с американской компанией NVIDIA.
Саудовская Аравия завершила испытание первого водородного поезда Coradia iLint на Ближнем Востоке.
С. 34–35
Когда влечет любимое дело
Назимова С.А.
Людмила Михайловна Ивашевская – сотрудник службы эксплуатации Центральной станции связи удостоена звания Почетный железнодорожник ОАО «РЖД» благодаря почти сорокалетней деятельности на железнодорожном транспорте, преданности профессии и трудовым достижениям.
2 стр. обл.
Поезд новогоднего настроения
Наумова Д.В.
Дедушка Мороз и его помощники вот уже в четвертый раз отправились в путешествие по нашей необъятной стране на специальном тематическом поезде.
3 стр. обл.