Автоматика, связь, информатика. 2025. № 2. С. 4–7
Automation, communications, informatics. 2025. № 2. Р. 4–7
НОВАЯ ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ
Научная статья
УДК 656.257+004.89
DOI: 10.62994/AT.2025.2.2.001
Новые возможности реконфигурации зон управления объектами
в системах ЭЦ-МПК
Гундырев Константин Вячеславович1, Копытов Дмитрий Викторович2, Никитин Александр Борисович3, Блюдов
Антон Александрович4, Егорова Екатерина Геннадьевна5
1Уральский государственный университет путей сообщения, научно-исследовательская лаборатория «Компьютерные системы автоматики», заведующий лабораторией, г. Екатеринбург, Россия, kgundyrev@gmail.com
2Уральский государственный университет путей сообщения, научно-исследовательская лаборатория «Компьютерные системы автоматики», главный инженер, г. Екатеринбург, Россия, dmitry9786@gmail.com
3Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, кафедра «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте», профессор, д-р техн. наук, Санкт-Петербург, Россия, nikitin@crtc.spb.ru
4Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, кафедра «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте», канд. техн. наук, Санкт-Петербург, Россия, anton.blyudov@gmail.com
5Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, кафедра «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте», канд. техн. наук, Санкт-Петербург, Россия, egorova-spbgti@yandex.ru
Аннотация. «Жесткая» аппаратная логика релейных систем электрической централизации стрелок и сигналов является препятствием для изменений зон управления дежурных по станции. Схемотехника построения маршрутного набора и его релейная увязка с исполнительной группой не позволяет организовать дополнительное рабочее место пользователя из-за невозможности одновременного использования общих комплектов схем, а схемы по обеспечению двойного управления оказываются весьма громоздкими. Гибкость в организации перевозочного процесса достигается использованием компьютерного управления в микропроцессорных и релейно-процессорных системах. В статье рассмотрены принципы реконфигурации зон управления на примере системы ЭЦ-МПК, позволившие обеспечить эффективную работу дежурных по станции на стыке магистрального и промышленного транспорта.
Ключевые слова: системы железнодорожной автоматики и телемеханики, электрическая централизация, релейно-процессорная централизация, дежурный по станции, реконфигурация, зона управления, автоматизированное рабочее место, пользовательский интерфейс
Для цитирования: Новые возможности реконфигурации зон управления объектами в системах ЭЦ-МПК. Гундырев К.В., Копытов Д.В., Никитин А.Б., Блюдов А.А., Егорова Е.Г. // Автоматика, связь, информатика. 2025. № 2. С. 4–7. DOI: 10.62994/AT.2025.2.2.001
NEW TECHNIC AND TECHNOLOGY
Original article
New opportunities for reconfiguration control zones by objects in EC-MPC systems
Konstantin V. Gunderev1, Dmitry V. Kopitov2, Alexander B. Nikitin3, Anton A. Blyudov4, Ekaterina G. Egorova5
1Ural State University of Railway Transport, Scientific Research Laboratory «Computer Automation Systems», Head of Laboratory, Yekaterinburg, Russia, kgundyrev@gmail.com
2Ural State University of Railway Transport, Scientific Research Laboratory «Computer Automation Systems» Chief Engineer of Laboratory, Yekaterinburg, Russia, dmitry9786@gmail.com
3Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University,«Automation and remote control on railways» department, professor, Dr.Sci. (Tech.), St. Petersburg, Russia, nikitin@crtc.spb.ru, SPIN-код: 5800-2656
4Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University, Associate Professor, «Automation and remote control on railways» department, Ph.D. (Tech.), St. Petersburg, Russia, anton.blyudov@gmail.com, SPIN-код: 5405-7056
5Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University, «Automation and remote control on railways» department, Ph.D. (Tech.), Associate Professor, St. Petersburg, Russia, egorova-spbgti@yandex.ru
Abstract. The «rigid» hardware logic of relay interlocking systems is an obstacle to changes in the control zones of station attendants. The circuit design of the route set and its relay connection with the executive group does not allow organizing an additional user workplace due to the impossibility of simultaneous use of common sets of circuits, and the schemes for ensuring dual control turn out to be very cumbersome. Flexibility in the organization of the transportation process is achieved by using computer control in microprocessor and relay processor systems. The article discusses the principles of reconfiguration of control zones using the example of the EC-MPC system, which made it possible to ensure the effective work of station attendants at the junction of mainline and industrial transport.
Keywords: railway automation and telemechanics systems, relay interlocking system, relay-processor interlocking system, station attendant, reconfiguration, control area, automated workplace, the user interface
For citation: New opportunities for reconfiguration control zones by objects in EC-MPC systems. Gunderev K.V., Kopitov D.V., Nikitin A.B., Blyudov A.A., Egorova E.G.// Automation, communications, informatics. 2025. № 2. P. 4–7. DOI: 10.62994/AT.2025.2.2.001
Список источников
1. Сапожников Вл.В., Никитин А.Б. Анализ компьютерных систем оперативного управления устройствами ЭЦ // Автоматика, связь, информатика. 2006. № 6. С. 6–8.
2. Станционные системы автоматики и телемеханики : учебное пособие / под ред. В.В. Сапожникова. М.: Транспорт, 2000. 432 с. : ил.
3. Гавзов Д.В., Никитин А.Б. Релейно-процессорная централизация ЭЦ-МПК // Автоматика, связь, информатика. 2002. № 4. С. 12–15.
4. Система управления движением поездов «Диалог» / А.Ю. Крылов, А.Н. Колочко, Г.В.
Гуменников С.П. Кудрявцев, А.И. Соловьев // Автоматика, связь, информатика. 2004. № 6. С. 23–26.
5. Долгий И.Д. Возможности релейных и процессорных систем управления станцией // Автоматика, связь, информатика. 2010. № 5. С. 25–27.
© Москва «Автоматика, связь, информатика» 2025