«Автоматика, связь, информатика»
Содержание №12, 2022 г.
Интеллектуальная комплексная система управления перевозочным процессом
Дмитриев В.В., Аграфенин Д.В., Аракельян В.В., Шмелёв Е.В.
Руководство ОАО «РЖД» в среднесрочной перспективе поставило задачу создания на сети дорог интеллектуальной, экономически эффективной, надежной и безопасной комплексной системы управления перевозочным процессом. Для решения данной задачи на Куйбышевской дороге в качестве объекта пилотного проекта был определен крупный диспетчерский участок Инза – Нурлат протяженностью 371,5 км (44 станции). В 2019 г. он был оснащен современной системой диспетчерской централизации «ЮГ» на базе КП «Круг», которая тиражируется на сети дорог ОАО «РЖД», в том числе и на всех диспетчерских участках Куйбышевской дороги.
С. 2–5
УДК 656.259.12: 004.032.26
DOI: 10.34649/AT.2022.12.12.001
Эволюция рельсовых цепей от реле до искусственного интеллекта
Ходкевич А.Г., Соколов М.М.
С момента появления нормально разомкнутой рельсовой цепи, предложенной В. Робинзоном в 1868 г., началось совершенствование способов определения местоположения поездов. Менялись принципы работы рельсовой цепи, изобретались новые путевые приемники. Авторы предлагают рассмотреть причины и предпосылки развития принципов работы рельсовых цепей от зарождения до современного состояния и возможность использования искусственного интеллекта.
С. 6–8
Создание цифрового двойника инфраструктуры связи на российском стеке
Азерников Д.В.
В статье рассказывается о цифровой экосистеме управления технологическими сетями связи ОУТ СС, которая позволяет оптимизировать весь жизненный цикл услуг с использованием современных концепций, методологий и технологий, таких как цифровые двойники, большие данные, предиктивная аналитика, полностью автоматизированное управление инцидентами и проблемами средствами искусственного интеллекта.
С. 9–13
УДК: 656.4.067, 001.895, 004.3
DOI: 10.34649/AT.2022.12.12.002
Автономное движение – отечественный и зарубежный опыт
Долгий А.И., Розенберг Е.Н., Озеров А.В., Попов П.А., Чернин М.А.
После трехлетнего перерыва, вызванного пандемией, в сентябре в Берлине прошла крупнейшая международная железнодорожная выставка ИнноТранс-2022. В статье сделан обзор некоторых трендов мировой железнодорожной отрасли в области систем управления и обеспечения безопасности движения поездов, а также представленных на выставке перспективных технических решений. Приведен сравнительный анализ зарубежных и российских разработок.
С. 14–16
УДК: 656.025, 001.895, 004.4
DOI: 10.34649/AT.2022.12.12.003
Система безопасной посадки и высадки пассажиров для беспилотного движения
Попов П.А., Еременко Д.С., Суханов Р.А., Щербов Е.А.
В статье рассматривается создание системы контроля посадки и высадки пассажиров (СКПВП) на Московском центральном кольце. Ее внедрение повысит безопасность пассажирских перевозок, минимизирует влияние человеческого фактора на этот процесс, а при возникновении нештатных ситуаций сократит время реакции персонала, необходимое для принятия мер.
С. 17–18
УДК 004.056
DOI: 10.34649/AT.2022.12.12.004
Подход к обеспечению устойчивости и оперативности системы хранения больших данных
Ададуров С.Е., Котенко И.В., Саенко И.Б.
Предложен подход к обеспечению устойчивости и оперативности функционирования распределенной системы хранения больших данных в ОАО «РЖД», основанный на применении вероятностных моделей оценки показателей устойчивости и оперативности хранения данных. Модели учитывают случайный режим распределения блоков данных по узлам сети и позволяют решать задачу обеспечения устойчивого и эффективного хранилища больших данных по критериям максимизации устойчивости, максимизации эффективности, ограничения на устойчивость и эффективность.
С. 19–21
Цифровизация на марше
Мир входит в эру цифровой экономики и искусственного интеллекта. Неотъемлемой частью повышения эффективности работы железнодорожного транспорта и функционирования инфраструктуры является цифровизация железных дорог. Инновационные технологии, которые предлагает Дивизион ЖАТ ГК 1520, вносят значительный вклад в развитие комплексной цифровизации железнодорожной инфраструктуры. И текущий год не стал исключением. Последние разработки Дивизиона были успешно введены в опытную эксплуатацию на сети железных дорог.
С. 22–23
Оборудование ЖАТ: надежность и импортонезависимость
Наумова Д.В.
В октябре в формате видеоконференции состоялось заседание секции «Автоматика и телемеханика» Научно-технического совета ОАО «РЖД» на тему «Разработка, производство и эксплуатация напольного оборудования железнодорожной автоматики и телемеханики», в ходе которого были рассмотрены вопросы эксплуатационной надежности выпускаемой продукции. В мероприятии приняли участие руководители Управления автоматики и телемеханики ЦДИ, начальники служб автоматики и телемеханики, представители научных организаций, а также разработчики и изготовители продукции.
С. 24–26
Еще одна заслуженная награда волховстроевцев
Акопян И.А
Для развития и внедрения технологий бережливого производства, а также совершенствования производственной культуры в ОАО «РЖД» ежегодно проводится конкурс проектов, в котором принимают участие структурные подразделения компании. Его целью является не только вовлечение трудовых коллективов в процесс бережливого производства, но и демонстрация лучших практик.
С. 27
Устойчивое развитие в условиях изменений
В Екатеринбурге в ноябре состоялась международная научно-практическая конференция «30 лет: устойчивое развитие в условиях изменений». Организатором и генеральным спонсором конференции выступил научно-производственный центр «Промэлектроника», которому в этом году исполнилось 30 лет. Конференцию посетили руководители и специалисты ОАО «РЖД», промышленных предприятий и проектных организаций из России, Белоруссии, Сербии, Казахстана и Германии.
С. 28–30
Курс на технологический суверенитет
Усков А.А.
Новгородская аккумуляторная компания ООО «НовАК» более 20 лет изготавливает промышленные свинцово-кислотные аккумуляторные батареи с жидким электролитом серий ОР, OPzS, АСК и др. Первое производство аккумуляторов по технологии Enersys было запущено специалистами фирмы OLDHAM (Франция) в 1999 г. в городе Великий Новгород. За эти годы компания прошла путь от сборки аккумуляторов из импортных комплектующих до полноценного собственного производства, локализация которого сегодня составляет более 95 %.
С. 31
Наумова Д.В.
Россия из окна поезда
Приближается Новый год. Время чудес, загадывания желаний и планов на будущее. А еще это период длинных выходных дней, когда каждый задумывается, как провести его интересно и с пользой. В ОАО «РЖД» большое количество разнообразных железнодорожных круизов – комфортных маршрутов для путешественников, использующих поезда в качестве «отелей на колесах». Разработаны и специальные новогодние маршруты по России, чтобы все желающие могли отлично провести праздники всей семьей.
С. 32–34
Неразрешимых задач не бывает
Вадченко О.А.
Начальник Белгородского регионального центра связи Воронежской дирекции связи ЦСС Юрий Евгеньевич Пронин посвятил железной дороге более 35 лет. Он – железнодорожник в третьем поколении: дедушка был машинистом паровоза, отец прошел путь от электромонтера до начальника дистанции. Юрий Евгеньевич, так же как отец, начиная с электромонтера, «дорос» до начальника Ржавской дистанции сигнализации и связи, которой руководил более семи лет.
2 стр. обл.
Фестиваль железнодорожного моделирования
Наумова Д.В.
На ВДНХ состоялась международная выставка «Железнодорожная модель», посвященная 185-летней истории российских железных дорог. Организаторами выставки выступило МОО «Общество любителей железных дорог» при партнерстве с ОАО «РЖД». На площади 300 кв. м был воздвигнут один из крупнейших в России действующих железнодорожных макетов.
3 стр. обл.