«Автоматика, связь, информатика»
Содержание №2, 2025 г.
Надежный тыл для защитников
Наумова Д.В.
23 февраля в нашей стране отмечается День защитника Отечества. Если раньше
у большинства эта дата ассоциировалась просто с «мужским» днем, то теперь практически для всех граждан России праздник имеет особое, более осмысленное, значение. Разумеется, никто не делает столько для защиты Родины, как наши доблестные воины. Однако защитниками по праву можно считать и жителей приграничных территорий, которые под постоянными угрозами обстрелов живут и выполняют свои трудовые обязанности, подстраиваясь под оперативную обстановку.
С. 2–3
УДК 656.257+004.89
DOI: 10.62994/AT.2025.2.2.001
Новые возможности реконфигурации зон управления объектами в системах ЭЦ-МПК
Гундырев К.В., Копытов Д.В., Никитин А.Б., Блюдов А.А., Егорова Е.Г.
«Жесткая» аппаратная логика релейных систем электрической централизации стрелок и сигналов является препятствием для изменений зон управления дежурных по станции. Схемотехника построения маршрутного набора и его релейная увязка с исполнительной группой не позволяет организовать дополнительное рабочее место пользователя из-за невозможности одновременного использования общих комплектов схем, а схемы по обеспечению двойного управления оказываются весьма громоздкими. Гибкость в организации перевозочного процесса достигается использованием компьютерного управления в микропроцессорных и релейно-процессорных системах. В статье рассмотрены принципы реконфигурации зон управления на примере системы ЭЦ-МПК, позволившие обеспечить эффективную работу дежурных по станции на стыке магистрального и промышленного транспорта.
С. 4–7
УДК 656.259.12
DOI: 10.62994/AT.2025.2.2.002
Повышение безопасности движения поездов при использовании рельсовых цепей
Зенкович Ю.И., Ларин И.В.
В статье рассмотрены вопросы повышения безопасности движения поездов при использовании рельсовых цепей в устройствах электрической централизации, а также при контроле перегонов в системах регулирования поездов при полуавтоматической блокировке.
С. 8–11
УДК 338.47
DOI: 10.62994/AT.2025.2.2.003
Усовершенствование пятипроводной схемы управления
стрелкой за счет применения ДБА
Савченко П.В., Пультяков А.В., Менакер К.В., Востриков М.В., Бессараб Н.П.
Статья посвящена исследованию и усовершенствованию пятипроводной схемы управления стрелкой со стрелочным электроприводом типа СП-6 (СП-6М) путем замены автопереключателя контактного типа на бесконтактные трансформаторные датчики ДБА. Данная разработка позволит повысить надежность стрелочных электроприводов, увеличить периодичность их технического обслуживания, а также ввести в эксплуатацию сотни электроприводов СП-6МГ, снятых с эксплуатации из-за вероятности появления опасных отказов в магнитоуправляемых герметизированных контактах датчиков ДМГ. В ходе работы было проведено исследование конструктива датчиков ДБА, проработан вопрос возможности их работы в составе пятипроводной схемы управления стрелкой при ограниченном числе линейных проводов относительно их штатного применения в стрелочных электроприводах сортировочных горок, разработана соответствующая имитационная модель пятипроводной схемы управления в программном комплексе Multisim 14.0.
С. 12–17
Обслуживание локомотивов станет эффективнее
Блюхер М.Г.
Партнерские отношения ООО «1520 Сигнал» и Северной дороги продолжаются много лет. Специалисты компании всегда готовы предложить железнодорожникам современные цифровые решения. В рамках соглашения о сотрудничестве в эксплуатационном локомотивном депо Иваново компания «1520 Сигнал» представила проект новой Информационной системы ИСУПЛ.
С. 18
УДК 631.396, 623.76; 621.396
DOI: 10.62994/AT.2025.2.2.004
Перспективы развития волоконно-оптических систем измерений
Кукушкин С.С., Белов А.Н.
Статья посвящена исследованиям в области распределенных и точечных волоконно-оптических измерений (РВОИ и ТВОИ). Представлены результаты этих исследований. Показаны направления разрешения проблем, связанных с одновременным использованием различных возможностей волоконно-оптической техники (ВОТ) для поиска наиболее продуктивных методов и технологий комплексирования антагонистических функций передачи диагностической информации на основе волоконно-оптических линий связи.
С. 19–23
УДК 656.21 : 004.032.26 + 06
DOI: 10.62994/AT.2025.2.2.005
Модели нейронных сетей для управления пропуском поездов
Булавин Ю.П., Игнатьева О.В.
Исследовательская работа РГУПС посвящена вопросам использования искусственных нейронных сетей (ИНС) на железнодорожном транспорте для управления пропуском поездов по участку. Приведено формальное описание задачи, выполнена балансировка обучающей выборки, осуществлен отбор признаков и предложены варианты моделей ИНС. Показано, что лучшие результаты достигаются моделью ИНС со сверточным слоем.
С. 24–26
Умный узел связи
Медведев С.Г., Ткачев И.В.
В настоящее время вопросы удаленного мониторинга, контроля и управления системами доступа в помещения, видеоконтроля их состояния, управления электропитанием оборудования связи и устройствами обогрева связевых комнат на постах ЭЦ требуют пристального внимания и развития. Особенно актуальны эти вопросы на постах ЭЦ разъездов, путевых постов и станций, где отсутствует круглосуточное дежурство дежурных по станциям, а управление системами железнодорожной автоматики осуществляется поездным диспетчером с помощью системы диспетчерской централизации.
С. 27–29
Успех коллектива в слаженном труде
Чикмарёв А.В.
Одним из самых молодых подразделений Центральной станции связи является Центр управления телекоммуникационными ресурсами (ЦУТК). Тем не менее, благодаря применению современных технических средств и технологий, рациональной организации производства, сплоченной работе коллектив ЦУТК практически постоянно занимает лидирующие позиции в соревновании филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» и ЦСС. О функциях и задачах, выполняемых ЦУТК, рассказывает эта статья.
С. 30–33
Действуют как единый механизм
Байборин Р.В.
В прошлом году в сетевом соревновании III квартала лучшей была признана Шадринская дистанция СЦБ. Шадринцы не в первый раз держат пальму первенства. Дистанция – небольшая, относится к 3 группе, является эксплуатационной и занимается только обслуживанием устройств ЖАТ. Но основную свою задачу – не допустить отказов технических средств и обеспечить безопасность движения поездов – коллектив дистанции выполняет на отлично.
С. 34–36
Научный кружок студентов ОмГУПС
Ахмедзянов Г.Г., Димитраш В.Г.
Научный кружок студентов появился на кафедре «Автоматика и телемеханика» Омского государственного университета путей сообщения в 2014 г. За это время его участниками стало большое число обучающихся. И с каждым годом численность кружка возрастает.
С. 37
Новости
Правительство Сеула планирует перенести под землю 94 % протяженности линий железных дорог, в настоящее время проходящих по поверхности в пределах города.
Компания Alstom ввела в эксплуатацию новый комплекс средств ЖАТ на южных подходах к станции Виктория, которая входит в пятерку наиболее загруженных станций на железных дорогах Великобритании.
В индонезийском городе Суракарта начались испытания автономного аккумуляторного трамвая, который был спроектирован и построен индонезийским производителем PT Inka.
Железные дороги Израиля (IR) совместно с местной компанией Odysight разработают продвинутую систему мониторинга и предиктивного содержания железнодорожной инфраструктуры для предотвращения сходов подвижного состава с рельсов и обеспечения безопасной и эффективной эксплуатации национальной сети.
С. 38–39
Бамовский стержень главного инженера
Рябов С.В.
В сентябре 2024 г. приказом генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» О.В. Белозёрова звание «Лучший организатор технического творчества ОАО «РЖД» было присвоено главному инженеру службы автоматики и телемеханики Юго-Восточной дирекции инфраструктуры Ростиславу Витальевичу Костюминскому.
2 стр. обл.
Обеспечение информационной безопасности
Наумова Д.В.
В Российском университете транспорта состоялась III национальная научно-практическая конференция «Цифровые технологии и решения в сфере транспорта и образования». Ее организатором выступила кафедра «Вычислительные системы, сети и информационная безопасность» Института управления и цифровых технологий РУТ (МИИТ).
3 стр. обл.