История сигналов на железнодорожном транспорте

Автоматика, связь, информатика. 2022. № 4. С. 27–32

Automation, communications, informatics. 2022. № 4. Р. 27–32

 

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

 

Научная статья

УДК 656.251:930.2

DOI:10.34649/AT.2022.4.4.006

 

История сигналов на железнодорожном транспорте

 

Сергей Александрович Лунев1, Сергей Владимирович Гришечко2, Сергей Валентинович Власенко3, Сергей Александрович Сушков4

1Российский университет транспорта (МИИТ), доцент кафедры «Системы управления транспортной инфраструктурой», канд. техн. наук, Москва, Россия, slunev@mail.ru

2Омский государственный университет путей сообщения, доцент кафедры «Автоматика и телемеханика», канд. техн. наук,

г. Омск, Россия, svgrishechko@mail.ru

3Омский государственный университет путей сообщения, доцент кафедры «Автоматика и телемеханика», канд. техн. наук,

г. Омск, Россия, vlassenko2000@mail.ru

4Омский государственный университет путей сообщения, старший преподаватель кафедры «Автоматика и телемеханика»,

г. Омск, Россия, sushkovsa@mail.ru

 

Аннотация. Время и железнодорожная сигнализация – эти понятия наверно многие связывают c пунктуальностью, которой известны железные дороги. В остальном сегодня эти термины кажутся нам далекими друг от друга. Понять, как они связаны, можно, лишь вернувшись более чем на два столетия назад и вспомнив имена первого директора Корпуса инженеров путей сообщения в Санкт-Петербурге Августина Бетанкура и его коммерческого партнера, известного как создателя элитной марки часов, мастера Абраама-Луи Бреге из Франции. Первые сигналы на железных дорогах появились во многом благодаря сотрудничеству этих великих людей. Деятельность их предшественников и последователей позволит нам больше узнать об истории сигналов на железнодорожном транспорте.

Ключевые слова: Августин Бетанкур, Абраам-Луи Бреге, оптический телеграф, семафор, железнодорожная автоматика, сигнал

 

Для цитирования: Лунев С.А., Гришечко С.В., Власенко С.В., Сушков С.А. История сигналов на железнодорожном транспорте // Автоматика, связь, информатика. 2022. № 4. С. 27–32. DOI: 10.34649/AT.2022.4.4.006

 

 

PAGES OF HISTORY

Original article

History of railway signaling

Sergey А. Lunev1, Sergey V. Grishechko2, Sergey V. Vlasenko3, Sergey A. Sushkov4

1Ph. D. in Engineering, Russian University of Transport (MIIT), Associate Professor of the department «Systems for Transport Infrastructure Management», Moscow, Russian Federation, slunev@mail.ru, SPIN-code: 7726-4450

2Ph. D. in Engineering, Omsk State Transport University (OSTU), Associate Professor of the department «Railway Signalling and Interlocking», Omsk, Russian Federation, svgrishechko@mail.ru, SPIN-code: 6730-8486

3Ph. D. in Engineering, Omsk State Transport University (OSTU), Associate Professor of the department «Railway Signalling and Interlocking», Omsk, Russian Federation, vlassenko2000@mail.ru, AuthorID: 687871

4Omsk State Transport University (OSTU), Senior Teacher of the department «Railway Signalling and Interlocking», Omsk, Russian Federation, sushkovsa@mail.ru, SPIN-code 2649-0164

Abstract. Time and railway signaling: many people associate these words with punctuality, which are typical for many railways. Otherwise, today these terms seem to us far from each other. In order to find a connection between them, we must go back for more than two centuries and remember two names – Agustin de Betancourt, the first director of the Railway Engineers School in St. Petersburg, and Abraham-Louis Breguet, the creator of the elite watch brand. The first railway signals have appeared due to the cooperation of these great people. The activities of their predecessors and followers will complement our knowledge of the history of railway signals.

Keywords: Agustin de Betancourt, Abraham-Louis Breguet, optical telegraph, semaphore, rail automation, signal

For citation: Lunev S.A., Grishechko S.V., Vlasenko S.V., Sushkov S.A. History of signals on railway transport // Automation, Communications, Informatics. 2022. № 4. P. 27–32. DOI: 10.34649/AT.2022.4.4.006

 

Список источников

1. Власенко С.В. Мир железнодорожной автоматики, информатики и связи // Автоматика, связь, информатика. 2010. № 4. С. 42–44.

2. Naveros Naveiras R. Agustin de Betancourt. Un ingeniero canario universal / Museo de la ciencia y el cosmos. Tenerife, 2011. 48 p.

3. Railway signalling & interlocking : international compendium /ed. by G. Theeg, S. Vlasenko. 3rd ed. PMC Media House, 2020. 552 p.

4. Власенко С.В., Сушков С.А., Гришечко С.В. Августин Бетанкур как создатель устройств сигнализации для первых железных дорог Европы и предвестник систем железнодорожной автоматики // Автоматика на транспорте. 2021. Т. 7, № 4. С. 631–644.

5. Власенко С.В., Теег Г., Машек У. Системы сигнализации на железных дорогах мира // Автоматика, связь, информатика. 2007. № 3. С. 46–48.

6. Theeg G., Maschek U. Analyse europäischer Signalsysteme // Signal+Draht. 2005. № 6. S. 18–23.

7. Rojas-Sola J. I., De la Morena-De la Fuente E. Agustín de Betancourt’s optical telegraph : geometric modeling and virtual reconstruction // Applied Sciences. 2020. Vol. 10, Iss. 5. DOI: https://doi.org/10.3390/app10051857.

8. Agustin de Betancourt’s telegraph : study and virtual reconstruction / R. Villar-Ribera, F. Hernández Abad? J.I. Rojas Sola, D. Hernández Díaz // Mechanism and Machine Theory. 2011. Vol. 46, Iss. 6. P. 820–830.

9. Кузнецов Д. И. Бетанкур. М.: Молодая гвардия, 2018. 472 с.

10. Pottgießer H. Sicher auf den Schienen. Fragen zur Sicherheitsstrategie der Eisenbahn von 1825 bis heute. Basel : Springer, 2014. 261 S.

11. Suwe K.-H. Entwicklung der Signaltechnik – ein Blick zurück // Signal & Draht. 2006. № 1–2. S. 19–36.

12. Theeg G., Vlasenko S. Streckensicherungstechnik in Russland // Signal+Draht. 2007. № 1–2. S. 34–38.

13. Телеграф и телекс // Siemens : официальный сайт. 2022. URL: https://new.siemens.com/ ru/ru/kompaniya/o-nas/istoriya-siemens/tekhnologii/informacionnye-i-kommunikacionnye-tekhnologii/ telegraf-i-teleks.html.

14. Machner C., Unzner G. Eine vergleichende Betrachtung internationaler Lichtsignalbilder // Der Eisenbahningenieur. 2013. № 10. S. 12–18.

15. Инструкция по сигнализации на железных дорогах Союза СССР : утв. 27/VI 1971. М.: Транспорт, 1972. 183 с.

16. Pachl J. Systemtechnik des Schienenverkehrs : Bahnbetrieb planen, steuern und sichern. Wiesbaden : Springer Vieweg, 2018. 295 S.

17. Теег Г., Власенко С.В. Сигнализация на железных дорогах Европы // Железные дороги мира. 2006. № 11. C. 61–64.

18. Pachl J. Besonderheiten ausländischer Eisenbahnbetriebsverfahren Grundbegriffe – Stellwerksfunktionen – Signalsysteme. Wiesbaden : Springer Vieweg, 2019. 58 S.

19. Feltz A. Bahnbetrieb im 21. Jahrhundert // Signal+Draht. 2020. № 10. S. 3.

20. Erinnerungen an die Zukunft // Teneriffa Panorama. 2011. 19.05. URL: http:// www.teneriffapanorama.es/1000003/1000031/0/32927/article.html.

21. Nuevo módulo en la plaza del «Cosmos» // MCC : site. 2011. 12.05. URL : https:// www.museosdetenerife.org/mcc-museo-de-la-ciencia-y-el-cosmos/nuevo-modulo-en-la-plaza-del-cosmos.

© Москва «Автоматика, связь, информатика» 2022

398703_1357
издается с 1923 г.
Актуально.
Достоверно. Доступно.
Главное меню
Наши контакты
129272, Москва,
Рижская площадь, д.3
Свяжитесь с нами любым удобным способом
Звоните по номеру
Мы  находимся по адресу:
129272, Москва,
Рижская площадь, д.3
Электронная почта:
Скрытое поле:
Оставить заявку
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя*
это поле обязательно для заполнения
Ваша почта*
это поле обязательно для заполнения
Ваш телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Политика*
Спасибо! Форма отправлена