«Автоматика, связь, информатика»
Содержание №1, 2025 г.
УДК 681.51:658.382:625
DOI: 10.62994/AT.2025.1.1.001
О повышении эффективности обслуживания устройств ЭЦ
Обоскалов А.Г., Щиголев С.А., Разгонов А.П.
В статье рассмотрены некоторые аспекты обслуживания важнейших узлов электрической централизации (в частности узлов управления стрелками). Предложены решения, повышающие надежность их функционирования и достоверность контроля нормативных параметров, а также меры по более эффективному техническому обслуживанию. Представлены результаты измерений тяговых усилий стрелок методом динамометра, оценка их погрешностей по предложенным формулам, а также причины неправильного контроля положения стрелки при коротком замыкании контактной сети на рельсы.
С. 2–6
Кабели для сигнализации и блокировки с цифровой маркировкой
Шолуденко М.В., Хвощевская И.В.
В устройствах железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ) Российской Федерации для сигнализации и блокировки применяются кабели по ГОСТ 31995-2012 «Кабели для сигнализации и блокировки с полиэтиленовой изоляцией в пластмассовой оболочке. Технические условия», ГОСТ 34679-2020 «Кабели для сигнализации и блокировки. Общие технические условия» и соответствующие ряду технических условий на кабели для сигнализации и блокировки. В таких кабелях для идентификации изолированных жил используется цветовая маркировка. ОАО «ВНИИКП» разработало технические условия для новых типов кабелей с цифровой маркировкой изоляции жил.
С. 7–8
УДК 6547.254.1;654.16
DOI: 10.62994/AT.2025.1.1.002
Оптимизация использования частотного спектра
Тараненко А.Ю., Гриценко А.А., Лобеев Д.П.
Статья посвящена анализу и оптимизации частотного спектра в сетях LTE на железнодорожном транспорте. Промоделирована работа цифровых систем технологической радиосвязи в рамках оптимизации частотного ресурса в сетях стандарта LTE. Сегодня ведется проектирование и разработка высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва – Санкт-Петербург», в которой основной технологией в области радиосвязи будет технология стандарта LTE. Ввиду узкой полосы, выделенной для железнодорожного транспорта (1785–1805 МГц), и ограничений ГКРЧ по ширине используемого канала сделан обоснованный выбор по оптимальному использованию полосы частотного спектра.
С. 9–12
УДК 654
DOI: 10.62994/AT.2025.1.1.003
Прогноз данных в системе мониторинга
Логин Э.В.
Контроль и оценка состояния оборудования в системе мониторинга производится посредством программных модулей. Основная их задача – сбор и частичная обработка данных, которые в разной степени дают оценку функционирования системы управления технологическим процессом. Осуществляемая модернизация системы мониторинга требует реструктуризации процессов сбора данных и развития модулей для их обработки с использованием сложных вычислений. Наравне с изменяющейся технической сложностью объектов управления усовершенствуются и подсистемы ЕСМА.
С. 13–16
УДК: 004.056.5
DOI: 10.62994/AT.2025.1.1.004
Противодействие угрозам информационной безопасности, связанным с применением средств стеганографии
Сидоренко В.Г., Грачев Я.Л.
С увеличением степени информатизации транспортной отрасли, в частности железнодорожной инфраструктуры, увеличивается и количество потенциальных угроз информационной безопасности, которые необходимо учитывать при построении систем защиты информации в соответствующих экосистемах. Одна из актуальных проблем – противодействие злоумышленному стеганографическому встраиванию, используемому для доставки вредоносного кода внутрь атакуемой системы. В статье рассмотрены примеры таких атак и предложен способ противодействия им с помощью инструментов стегоанализа
С. 17–22
УДК 004.031.2, 004.352, 681.518
DOI: 10.62994/AT.2025.1.1.005
Информационная система технического зрения
Охотников А.Л., Цветков В.Я.
В статье проанализированы информационные системы технического зрения, применяемые при пилотном и беспилотном управлении, показаны их особенности. Приведен анализ датчиков в системах технического зрения. Отмечено ограничение использования некоторых из них при скоростном и высокоскоростном движении. Указано, что реализацию систем технического зрения необходимо осуществлять с интеграцией с другими системами. Рассмотрен пример внедрения интегрированной системы на электропоезде «Ласточка» Московского центрального кольца. Введено понятие глубина динамического зрения.
С. 23–26
Взаимосвязанность, устойчивость, эффективность
Наумова Д.В.
В рамках «Транспортной недели–2024» в Москве прошло главное деловое событие отрасли – международный форум и выставка «Транспорт России». Основной темой мероприятия стало определение ключевых элементов эффективной транспортной системы. Участники обсуждали развитие высокоскоростного движения, искусственный интеллект и цифровизацию на транспорте, вопросы кадрового потенциала и грузоперевозок разными видами транспорта и др.
С. 27–29
В мире цифровых технологий
Первая на сети ОАО «РЖД» полностью отечественная автоматизированная телефонная станция (АТС) «Протей» введена в промышленную эксплуатацию. Старт запуску АТС дал заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Е.И. Чаркин. Новой технологией телефонной связи пользуются уже 1420 абонентов.
РЖД расширяет возможности цифровых решений для пассажиров. Новые онлайн-опции для покупки билетов оценят активные пользователи бесконтактных Pay-сервисов, а также владельцы домашних животных.
С. 30
Развитие системы нормативно-технической документации
Косыгин В.А.
Как показала статистика, в последние пять лет в эксплуатации в ЦСС находилось более 12 тыс. моделей активного оборудования, не считая плат, датчиков и др., а общее количество карт технологического процесса (КТП) насчитывалось около 2,5 тыс. При этом в соответствии с требованиями нормативных документов необходимо было еще выполнять каждое пятилетие анализ технологий. Учитывая, что телекоммуникационные технологии меняются достаточно динамично, при пересмотре КТП, как правило, требовалась их значительная актуализация.
С. 31
Лидер новаторских предложений
Рябов С.В.
В июле в компании были подведены итоги конкурса рационализаторских предложений «Идея ОАО «РЖД»-2024». Среди призеров – специалисты Волховстроевской дистанции СЦБ Октябрьской дороги, где рационализаторская деятельность ведется на самом высоком уровне. Первое место в номинации «Лучшее техническое или технологическое решение, направленное на импортозамещение» было присуждено электромеханику КИПа Ю.В. Меркулову за предложение «Вольтметр пороговый трехуровневый».
С. 32–34
Главное – порядок на вверенном участке
Рябов С.В.
На исходе 2024 г. старший электромеханик Казанского РЦС Нижегородской дирекции связи ЦСС Сергей Никитич Максимов был удостоен звания «Почетный железнодорожник ОАО «РЖД». И это далеко не первая награда. В его копилке Почетная грамота начальника дороги, знак «За безупречный труд на железнодорожном транспорте 30 лет» и др.
С. 35
Жизнь, связанная с дорогой
Зубарева О.А., Спиридонова А.Ю.
Трудовые династии – гордость коллектива каждого предприятия. Семья Анисимовых из рабочего поселка Вычегодский Архангельской области является ярким примером династии железнодорожников. Ее общий трудовой стаж составляет более 130 лет. Без преувеличения можно сказать, что на таких людях и держится дорога!
С. 36–37
Новости
В Китае началось строительство первой междугородней маглев-линии протяженностью 48 км. Она пройдет между городами Чанша и Люян в провинции Хунань.
Венгерский оператор Rail Cargo Hungaria получил разрешение на эксплуатацию двух новых гибридных локомотивов Class 461, произведенных на заводе в китайском городе Чжучжоу.
Китайская компания CRRC Sifang будет осуществлять мониторинг состояния поездов в Сингапуре
Министерство цифрового развития и транспорта Азербайджана и Европейский инвестиционный банк подписали Меморандум о взаимопонимании с целью подготовки и оценки проекта обновления, расширения и модернизации сети ЗАО «Бакинский метрополитен».
В Милане запущена в эксплуатацию линия беспилотного метро. В эксплуатацию введен последний участок линии метрополитена M4 длиной 15 км.
С. 37–39
В авангарде научной коммуникации
Филюшкина Т.А.
Наступил Новый 2025 год! И снова каждый из нас надеется, что он будет удачнее и счастливее предыдущего, и жизнь будет наполнена радостными событиями и достижениями. Да, прошедший год был во всех отношениях непростым. Но, исходя из жизненного опыта, могу сказать, что все вокруг меняется довольно быстро. Давайте попытаемся представить, что нас ждет в ближайшее время.
2 стр. обл.
Итоги года в ОАО «РЖД»
Наумова Д.В.
Закончился 2024 год, а значит самое время подводить итоги. Для ОАО «РЖД» год выдался насыщенным различными мероприятиями и достижениями. Обозначим основные из них.
3 стр. обл.