«Автоматика, связь, информатика»
Содержание №4, 2024 г.
Цифровизация компании продолжается
Чаркин Е.И.
На итоговом заседании правления ОАО «РЖД» были приведены результаты деятельности ИТ-блока в 2023 г. и озвучены задачи цифровизации компании на текущий год*. Представляем вниманию читателей основные моменты доклада заместителя генерального директора ОАО «РЖД» Евгения Игоревича Чаркина.
С. 2–3
УДК 656.2; 004
DOI: 10.34649/AT.2024.4.4.001
Инновационное развитие железных дорог
Попов П.А.
В статье рассмотрены ключевые инновационные технологии и их влияние на трансформацию железнодорожной отрасли. Появление взаимодополняющих друг друга решений позволяет пересмотреть существующие производственные процессы и значительно повысить эффективность работы железнодорожного транспорта. Примеры, приведенные в статье, демонстрируют большой потенциал для дальнейшего развития железных дорог.
С. 4–6
УДК 004.032.26
DOI: 10.34649/AT.2024.4.4.002
Особенности алгоритма распознавания номера вагона по изображению
Любченко А.А., Смолин И.Ю.
Стратегия цифровой трансформации холдинга «РЖД» предполагает активное использование технологии искусственного интеллекта для снижения операционных затрат и увеличения выручки от предоставляемых услуг. Области применения интеллектуальных сервисов на базе технологий ИИ в рамках компании многочисленны. В работе авторы с помощью компьютерного зрения распознают движения человека в рамках задачи нормирования рабочего времени. В рассмотрены вопросы идентификации подвижных единиц железнодорожного транспорта по их геометрическим параметрам. Искусственные нейронные сети также были применены для составления расписаний графика движений поездов и прогнозирования объемов грузоперевозок. В статье представлено решение для распознавания номера грузового железнодорожного вагона по изображению с применением методов компьютерного зрения.
С. 7–9
УДК 621.396.65
DOI: 10.34649/AT.2024.4.4.003
Применение технологии IoT для автоматизации диагностики состояния заземлителей
Евдокимова О.Г., Куценко С.М., Мешков Б.А.
В крупных компаниях, таких как ОАО «РЖД», наблюдается тенденция автоматизации процессов контроля за параметрами технических устройств, оказывающих влияние на качество услуг. С целью снижения трудозатрат эксплуатационного персонала, а также повышения эффективности и качества производственного процесса в инфраструктуре автоматики и связи предлагается применять оригинальный способ организации измерения сопротивления заземлителей и передачи результатов от автоматизированного измерителя в ЕСМА.
С. 10–13
УДК 654.153.4
DOI: 10.34649/AT.2024.4.4.004
Применение фотонных коммутаторов в телекоммуникационных системах
Казанский Н.А., Лысюк П.И.
Применение технологии фотонной коммутации в оптических телекоммуникационных системах железнодорожного транспорта обусловлено необходимостью коммутации потоков передаваемых данных в оптической форме. Использование фотонных коммутаторов (ФК) позволяет обеспечивать статическое и динамическое изменение маршрутов передачи потоков оптических сигналов. Конструктивно структура ФК состоит из взаимосвязанных между собой бинарных базовых коммутаторов (БК) емкостью 2х2, способных находиться в одном из двух состояний: «cross» и «bar». Приведен сравнительный анализ характеристик структур ФК и сформулированы рекомендации по их применению в телекоммуникационных системах железнодорожного транспорта.
С. 14–15
УДК 629.054, 681.518.3
DOI: 10.34649/AT.2024.4.4.005
Измеритель модуля скорости для подвижных транспортных объектов
Соколов С.В., Охотников А.Л.
В статье представлены новые принципы построения неинерциальных измерителей модуля скорости – одного из важнейших параметров описания движения подвижных транспортных объектов, в частности, беспилотных (автономных) локомотивов. Рассмотрены базовые варианты схем измерения модуля скорости и их основные параметры, определяющие быстродействие и точность определения скорости движения. Показаны преимущественные особенности описываемых устройств, состоящие в уменьшении аппаратурных и вычислительных затрат, повышении точности определения модуля текущей скорости. Приведенные преимущества устройств обеспечивают возможность их эффективного использования при решении навигационной задачи подвижных единиц железнодорожного и городского рельсового транспорта.
С. 16–18
Идея ОАО «РЖД»
Дан старт конкурсу рационализаторских предложений «Идея ОАО «РЖД» – 2024». Его основными задачами являются активизация массового технического творчества работников и развитие технических и технологических потенциалов компании.
С. 19
Внедрение инновационных технических средств ЖАТ
В течение 2022–2023 гг. разработаны и внедрены на объектах сети ОАО «РЖД» инновационные средства ЖАТ, а также реализованы новые технические решения в области железнодорожной автоматики.
С. 20–21
Новые векторы развития обозначены
В марте в Сочи состоялось совещание по итогам деятельности инфраструктурного комплекса ОАО «РЖД» в прошлом году. Вместе с этим были обсуждены планы на текущий год и перспективу до 2035 г. Компания «ЭЛТЕЗА» приняла активное участие в данном мероприятии. Генеральный директор П.В. Кирносов рассказал о достижениях и задачах общества. В рамках выставочной экспозиции главный инженер Е.А. Гоман представил новые разработки компании.
С. 22
Аппаратно-пространственное резервирование каналов
диспетчерской централизации
Ковель А.Ю.
На Октябрьской дороге на 48 кругах реализована диспетчерская централизация микропроцессорного и релейного типа, используются системы «Луч», «Нева», «Сетунь», «Тракт» и ЧДК-66. При этом, большая часть каналов диспетчерской централизации функционирует на базе оборудования «Морион». В статье рассказано об опыте октябрьских связистов в создании аппаратно-пространственного резервирования каналов диспетчерской централизации. Отмечены основные проблемы эксплуатации таких каналов и предложены пути их решения. Кроме того, рассмотрены перспективы в области модернизации и реализации схем ДЦ.
С. 23–25
Опыт и перспективы подготовки специалистов для высокоскоростного движения
Баранов Л.А., Бестемьянов П.Ф., Выгнанов А.А., Фиронов А.Н.
За последние годы интенсивное развитие в мире получили высокоскоростные магистрали. Основное преимущество ВСМ – сокращение времени в пути, что дает ощутимый экономический и социальный эффект. При этом повышается мобильность населения, сохраняется окружающая среда и др. Большое значение для пассажиров имеет рациональное размещение и компоновка транспортно-пересадочных узлов и сочетание ВСМ с другими видами транспорта. Для эксплуатации высокотехнологичных линий ВСМ необходимо обучить инженерно-технический и административный персонал. Об опыте подготовки таких специалистов в МИИТе рассказано в статье.
С. 26–28
В учении нельзя останавливаться
Ферулёв Д.В.
Успех компании определяется тем, кто и как в ней работает. Поэтому для вооружения сотрудников новыми знаниями, которые позволят им справиться с ежедневно усложняющимися задачами, необходимо разрабатывать и использовать новые методы и технические средства обучения. В статье рассказывается о том, какие современные средства используются в Челябинской дирекции связи для технического обучения.
С. 29
Передавая опыт и сохраняя традиции
По всей сети дорог сегодня действует почти 3 тыс. ветеранских организаций. Центральному совету ветеранов войны и труда железнодорожного транспорта России (ЦСВ) в этом году исполняется 40 лет. Совет координирует деятельность ветеранских организаций на предприятиях железнодорожного транспорта, способствует вовлечению ветеранов в активную деятельность, патриотическому и нравственному воспитанию молодежи, передаче им накопленного производственного и жизненного опыта.
С. 30–33
Переезд из Петрограда в Москву
Топилина В.С.
Продолжаем тему, начатую в журнале № 1 в этом году. Данная статья посвящена истории становления Центральной станции связи, начиная со времени переезда Совета народных комиссаров из Санкт-Петербурга (Петрограда) в Москву 18 марта 1918 г. Уделено внимание развитию цеха телеграфа и цеха эксплуатации междугородней телефонной станции МПС.
С. 34–36
Новости «За рубежом»
С. 38–39
Изобретатель, педагог, ученый
Перотина Г.А.
В марте Юрию Иосифовичу Зенковичу исполнилось 75 лет. Он – известный ученый, изобретатель и педагог, доцент кафедры «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте». Более 50 лет Ю.И. Зенкович работает в Московском институте инженеров транспорта. За эти годы он воспитал и подготовил не одно поколение специалистов в области железнодорожной автоматики.
2 стр. обл.
Новое окно возможностей
Наумова Д.В.
В Москве состоялась крупнейшая в России и странах СНГ логистическая выставка TransRussia. Ее участниками стали 580 российских и зарубежных компаний. Более 200 из них приняли участие в выставке впервые.
3 стр. обл.