Автоматика, связь, информатика. 2023. № 4. С. 21–26
Automation, communications, informatics. 2023. № 4. Р. 21–26
НОВАЯ ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ
Научная статья
УДК 622.621
DOI: 10.34649/AT.2023.4.4.001
Технические решения по централизации управления железнодорожным транспортом в подземных горных выработках
Александр Борисович Никитин1, Сергей Валентинович Бушуев2, Константин Вячеславович Гундырев3, Дмитрий Викторович Копытов4
1Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, заведующий кафедрой «Автоматика и телемеханика на железных дорогах», д-р техн. наук, профессор, Санкт-Петербург, Россия, nikitin@crtc.spb.ru
2Уральский государственный университет путей сообщения, проректор по научной работе, доцент, канд. техн. наук, г. Екатеринбург, Россия, SBushuev@usurt.ru
3Уральский государственный университет путей сообщения, заведующий научно-исследовательской лабораторией «Компьютерные системы автоматики», г. Екатеринбург, Россия, KGundyrev@usurt.ru
4Уральский государственный университет путей сообщения, заведующий отделением программного обеспечения научно-исследовательской лаборатории «Компьютерные системы автоматики», г. Екатеринбург, Россия, DKopytov@usurt.ru
Аннотация. В статье рассматривается актуальная тема оборудования подземных горных выработок системами электрической централизации. Дано понятие электровозной откатки, перечислены проблемы ее эксплуатации. Рассматриваются разработанные технические решения по модернизации существующих и строительству новых систем управления электровозной откаткой на основе микропроцессорной техники. Описаны преимущества представленных технических решений и выводы по их применению.
Ключевые слова: локомотивная откатка, подземная горная выработка, централизация, электропривод, троллейный датчик, система управления
Для цитирования: Никитин А.Б., Бушуев С.В., Гундырев К.В., Копытов Д.В. Технические решения по централизации управления железнодорожным транспортом в подземных горных выработках // Автоматика, связь, информатика. 2023. № 4. С. 21–26. DOI: 10.34649/AT.2023.4.4.001
NEW TECHNIC AND TECHNOLOGY
Original article
Technical solutions for the centralization of railway transport control
in underground mine workings
Alexander B. Nikitin1, Sergey V. Bushuev2, Konstantin V. Gundyrev3, Dmitry V. Kopytov4
1Emperor Alexander I St.Petersburg State Transport University, Head of the Department «Automation and Telemechanics on Railways», D.Sc., Professor , St. Petersburg, Russia, nikitin@crtc.spb.ru
2Ural State University of Railway Transport, Vice rector for scientific work, associate professor, Ph.D, Ekaterinburg, Russia, SBushuev@usurt.ru
3Ural State University of Railway Transport, Head of the Research laboratory «Computer Automation Systems», Ekaterinburg, Russia, KGundyrev@usurt.ru
4Ural State University of Railway Transport, Head of the Software Department of the Research laboratory «Computer Automation Systems», Ekaterinburg, Russia, DKopytov@usurt.ru
Abstract. The article discusses the relevance of the topic on the equipment of underground mine workings with computer-based interlocking systems. The concept of electric locomotive rollback, the problems of its operation are given, the developed technical solutions for the modernization of existing and construction of new control systems for electric locomotive rollback based on microprocessor technology are considered. The advantages of using the considered technical solutions are described, conclusions on their application are made.
Keywords: locomotive rollback, underground mining, computer-based interlocking systems, electric drive, trolley sensor, control system
For citation: Nikitin A.B., Bushuev S.V., Gundyrev K.V., Kopytov D.V. Technical solutions for the centralization of railway transport management in underground mine workings // Automation, communications, informatics. 2023. № 4. P. 21–26. DOI: 10.34649/AT.2023.4.4.001
Список источников
1. Типовые материалы для проектирования 403-01-60.86. Централизованное оперативное управление электровозной откаткой железнорудных шахт. Альбомы1–3. 1986.
2. Устройства электропитания микропроцессорных и релейно-процессорных систем на базе микро-ЭВМ и программируемых контроллерах УЭП-МПК. Технические решения ТР-02-200-УЭП-МПК / ПГУПС. СПб., 2005. 17 л.
3. Типовые материалы для проектирования 410211-ТМП. Релейно-процессорная электрическая централизация. Альбом 1 – Альбом 2 / ООО «Гипротранссигналсвязь». 2002–2003.
4. Релейно-процессорная электрическая централизация унифицированная ЭЦ-МПК-У. Технические решения ТР-02-200-МПК-У.И./ ПГУПС. СПб., 2020.
5. Методы построения безопасных микроэлектронных систем железнодорожной автоматики / В.В. Сапожников, Вл.В. Сапожников, Х.А. Христов, Д.В. Гавзов. М.: Транспорт, 1995. 272 с.
6. РТМ 32 ЦШ 1115842.01–94. Безопасность железнодорожной автоматики и телемеханики. Методы и принципы обеспечения безопасности микроэлектронных СЖАТ. СПб.: ПГУПС, 1994. 120 с.
7. Сапожников В.В., Никитин А.Б. Микропроцессорная система электрической централизации МПЦ-МПК // Наука и транспорт. 2009. № S. С. 18–21.
8. Семенов Б.Ю. Силовая электроника: для любителей и профессионалов. М.: СОЛОН-Р, 2001. 327 с.
9. Analog-digital conversion / ed by W. Kester. Analog Devices, Inc., 2004.
10. Бердичевский М.Е. Конструктивы Евромеханики во встраиваемых системах // СТА. 2002. № 4. С. 52–59. URL: https://www.cta.ru/cms/f/340838.pdf.
11. Волотковский С.А. Рудничная электровозная тяга. 4 изд. М.: Недра, 1981. 389 с.
12. Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых» : приказ Ростехнадзора от 08.12.2020 № 505. Доступ через СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 17.02.2023).
© Москва «Автоматика, связь, информатика» 2023