«Автоматика, связь, информатика»
Содержание № 11, 2019 г.
Инфраструктура для высоких скоростей
Насонов Г.Ф.
В сентябре в Москве прошло сетевое совещание по вопросу эксплуатации устройств инфраструктуры и корпоративного подхода к повышению скоростей движения поездов на высокоскоростных и скоростных линиях с учетом разработок новых устройств и перспективы строительства высокоскоростных магистралей в России. Такое мероприятие на платформе Центральной дирекции инфраструктуры было организовано впервые. О развитии инфраструктуры для обеспечения высоких скоростей рассказано в статье.
Стратегия создания инфраструктуры для высокоскоростного сообщения
Балуев Н.Н.
Указом Президента РФ В.В. Путина № 204 от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.» правительству страны было дано поручение утвердить комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, который предусматривает повышение уровня экономической связанности территории Российской Федерации посредством расширения и модернизации железнодорожной, авиационной, автодорожной, морской и речной инфраструктуры, в том числе за счет создания основы для развития скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения между крупными городами.
Процессный подход к повышению скоростей на действующей инфраструктуре
Гришан А.А.
При организации скоростного и высокоскоростного движения поездов нужен особый дифференцированный подход из-за особенности содержания данных участков, применения инновационных и передовых технологий, современных средств малой механизации и выполнения работ машинизированным комплексом.
От скоростных к высокоскоростным магистралям
Пущин А.С.
В сентябре состоялось первое сетевое совещание по вопросам повышения скорости движения поездов и организации высокоскоростного движения в России, организованное Центральной дирекцией инфраструктуры ОАО «РЖД». Это было символично, поскольку осенью 1964 года, 55 лет назад, была введена в эксплуатацию первая в мире скоростная железнодорожная линия «Синкансэн» на участке Токио – Осака протяженностью 515 км с максимальной скоростью движения 210 км/ч, маршрутной – 172 км/ч. Об истории развития скоростного сообщения рассказано в статье.
УДК 621.321 DOI: 10.34649/AT.2019.11.11.001
Аппаратура контроля параметров световых приборов, осветительных установок и светоцветовой среды
Шириев Р.Р., Иванов Д.А., Галиева Т.Г.
Сегодня в условиях постоянно повышающихся тарифов на энергоносители для различных отраслей промышленности одной из важных задач является внедрение ресурсосберегающих технологий, энергосберегающих светотехнических систем, в том числе на основе светодиодных источников света. При этом большое значение имеет правильный выбор осветительного оборудования с учетом мощности и КПД световых приборов, а также энергоэффективности. В статье изложены результаты опытной разработки интеллектуальной системы освещения, которая может применяться на железнодорожном транспорте.
УДК 656.25:004.056.54:003.26 DOI: 10.34649/AT.2019.11.11.002
Алгоритмы симметричного блочного шифрования
Горелик В.Ю., Трифонов Д.И., Матвеев М.В.
В статье приведены основные отличия алгоритмов симметричного блочного шифрования «Магма» и «Кузнечик» криптографических систем. Рассмотрена производительность алгоритмов на устройствах с различными техническими характеристиками. На основе результатов исследования дана оценка возможности обновления существующих технических средств защиты каналов связи, для которых ранее использовался алгоритм по ГОСТ 28147-89.
УДК 629.4.067.3 DOI: 10.34649/AT.2019.11.11.003
Применение технологии «машинное зрение» на тяговом подвижном составе
Фоменко В.К., Минаков В.А.
Использование современных устройств компьютерного мониторинга на тяговом подвижном составе позволит осуществлять идентификацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта во время движения поезда. В статье рассмотрена возможность применения современных средств компьютерного мониторинга для оснащения тягового подвижного состава технологией «машинного зрения». Реализация технологии, включающая применение моделей машинного обучения, дополнит комплекс мер по цифровизации подвижного состава. Совокупность существующих средств автоматики и применение технологии «машинного зрения» на тяговом подвижном составе позволит повысить безопасность движения поездов.
Модуль контроля и управления удаленных систем
Воробьёв Д.А.
В прошлом году команда инициаторов-связистов Нижегородской дирекции связи разработала и протестировала модуль автоматизации решений контроля и управления удаленных систем – «МАРКУУС». Опытный образец показал хорошие результаты, и в этом году начато тиражирование этого технического решения на 18 узлах связи в рамках полигона, обслуживаемого Нижегородской дирекцией связи. Об основных особенностях и компонентах модуля «МАРКУУС» рассказывается в этой статье.
Важно сделать процесс более эффективным
Наумова Д.В.
В сентябре состоялось заседание секции «Автоматика и телемеханика» Научно-технического совета ОАО «РЖД» по теме «Разработка, производство и эксплуатация напольного оборудования ЖАТ». Участники обсудили вопросы взаимодействия эксплуатационников с предприятиями-изготовителями по повышению качества и надежности поставляемого оборудования. На этот раз местом проведения НТС стала Свердловская дорога. Подробнее о мероприятии читайте в статье.
Унифицированное устройство электропитания УЭП-У
Володина О.В.
С 2014 г. на заводах ОАО «ЭЛТЕЗА» совместно с ЗАО «АТИС» освоено производство и серийный выпуск современных унифицированных устройств электропитания УЭП-У. Они предназначены для электропитания релейных и микропроцессорных ЭЦ, а также систем АБТЦ. В настоящее время изготовлено более 160 комплектов этих устройств.
Ставка на мониторинг
Володина О.В.
С целью профилактики нарушений безопасности движения в хозяйстве автоматики и телемеханики большое внимание уделяется системам диагностики и мониторинга технических средств ЖАТ. Сегодня они могут использоваться не только для оценки состояния объектов, но и в качестве инструмента для сбора информации и формирования базы данных, что позволяет прогнозировать ресурс работы и рассчитывать период обслуживания устройств СЦБ. Вопросы эксплуатации систем технической диагностики и мониторинга, оптимизации затрат на их содержание и метрологическое обслуживание, а также перспективы внедрения автоматизированной технологии обслуживания (АТО) на участках дорог были рассмотрены на сетевом совещании, которое прошло в Тольятти. В нем приняли участие руководители и специалисты Управления автоматики и телемеханики ЦДИ ОАО «РЖД», ПКБ И, служб региональных дирекций, а также представители научных организаций и компаний-разработчиков.
Интеллектуальный транспорт: смена стереотипов
Романчиков А.М.
«ЛокоТех-Сигнал» – относительно новый бренд, но уже прочно вошедший в сферу систем интеллектуального управления движением рельсового транспорта. Представители компании подчеркивают важность создания комплексных решений, а не точечных продуктов в сфере сигнализации, централизации и блокировки. О выборе направления дальнейшего развития, мотивации и «подводных камнях» на этом пути в интервью редакции рассказал генеральный директор компании Андрей Михайлович Романчиков.
Дистанционные технологии в системе подготовки персонала
Володина О.В.
Организация технического обучения в хозяйстве автоматики и телемеханики стала темой совещания, которое прошло в сентябре во Владивостоке. Его участники – представители Управления автоматики и телемеханики ЦДИ ОАО «РЖД», ПКБ И, курирующие этот вопрос главные инженеры служб автоматики и телемеханики, а также разработчики обучающих программ обсуждали вопросы, которые нужно решить для повышения качества подготовки персонала. На совещании рассматривались предложения, позволяющие сделать обучение эффективным и интересным. Участники делились опытом использования системы дистанционного обучения.
Техническая учеба под контролем
Суровой Н.В.
В хозяйстве автоматики и телемеханики Северной ДИ техническая учеба организована в соответствии с нормативными документами ОАО «РЖД», регламентирующими порядок организации и проведения технических занятий в структурных подразделениях. Потребность в оснащении кабинетов технической учебы и учебных полигонов техническими и организационно-техническими средствами определяется на стадии разработки проекта кабинета и устанавливается распоряжением руководителя предприятия с учетом перечня оснащения, утвержденного ОАО «РЖД». В дальнейшем дооснащение кабинетов технической учебы осуществляется за счет инвестиционных средств и эксплуатационных расходов.
Мотивация – залог успешного обучения персонала
Бателюк С.А.
Сегодня повсюду говорят о необходимости саморазвития, личностного и профессионального роста и о получении новых знаний. В большинстве компаний сотрудники положительно относятся к обучению и, как будто, хотят и готовы обучаться. Руководство идет навстречу: выделяет средства и организовывает занятия. Однако спустя какое-то время оказывается, что, несмотря на предоставленную возможность, работники прогуливают вебинары, «проваливают» тесты, в итоге учебные планы не выполняются. Одна из причин этой проблемы – недостаточная мотивация персонала.
Лучшие из лучших!
Былкова А.А.
В сентябре во Владивостоке прошел сетевой конкурс профессионального мастерства на звание «Лучший электромеханик СЦБ». Продемонстрировать свои знания, умения и навыки, чтобы определить самого компетентного специалиста, приехали 16 электромехаников СЦБ из всех региональных дирекций инфраструктуры. Предварительно они прошли отбор на линейных предприятиях, а затем победили в конкурсах профессионального мастерства в региональных дирекциях.
«АСИ» на Франкфуртской ярмарке
Наумова Д.В.
В октябре в Германии состоялась ежегодная Франкфуртская книжная ярмарка (Frankfurter Buchmesse), проходившая под девизом «Идеи, которые движут мир». Данная выставка является крупнейшей в мире в издательской индустрии. Помимо книг на ярмарке были представлены журналы, газеты и другие печатные издания. В этом году впервые участие в выставке принял журнал «Автоматика, связь, информатика». Вместе с другими изданиями он представлял на международной площадке научные журналы России.
ChipEXPO-2019
Наумова Д.В.
В середине октября в Москве прошла 17-я международная выставка по электронике, компонентам, оборудованию и технологиям «ChipEXPO-2019». Ведущие участники радиоэлектронной промышленности продемонстрировали свои разработки в области технологического оборудования, телекоммуникаций, систем интеллектуального управления и электронной компонентной базы.