«Автоматика, связь, информатика»
Содержание №4, 2025 г.
УДК 656.212.5
DOI: 10.62994/AT.2025.4.4.001
Актуализация инструкции по технической эксплуатации устройств и систем СЦБ сортировочных горок
Новиков А.В., Канухин К.А., Кобзев В.А., Лазарев Д.С.
В статье дано описание внесенных изменений в Инструкцию по технической эксплуатации устройств и систем сигнализации, централизации и блокировки сортировочных горок. В обновленной редакции появились требования к качеству функционирования и обслуживания, сведения о параметрах и дополнениях к технической эксплуатации, об инновационных устройствах, внедряемых в рамках проекта «Цифровая железнодорожная станция». Кроме этого, раскрыта значимость внесенных изменений, даны рекомендации по практическому применению новой редакции Инструкции в структурных подразделениях Центральной дирекции инфраструктуры.
С. 2–3
20 лет соединяя традиции и инновации
АО «Объединенные электротехнические заводы» (АО «ЭЛТЕЗА») – ведущий производитель современных систем управления движением поездов и другой продукции железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ) в России и СНГ. Компания была основана 8 апреля 2005 г. как дочернее предприятие ОАО «Российские железные дороги», а в настоящее время также входит в состав холдинга «Нацпроектстрой». Создание акционерного общества стало результатом объединения профильных заводов, ведущих свою историю с начала ХХ века, с целью повышения качества управления производственными процессами. За 20 лет компания достигла значительных результатов.
С. 4–5
УДК 656.256.2
DOI: 10.62994/AT.2025.4.4.002
Анализ условий возникновения опасных отказов рельсовых цепей в режиме АЛС
Кузьмин В.С., Стряпкин Л.И., Кильганов И.Е.
Возникновение опасных отказов в низкочастотных, ограниченных изолирующими стыками рельсовых цепях большой эксплуатационной длины с локомотивным приемником представляет собой существенную угрозу безопасности движения поездов. Одной из причин их появления является протекание сигнального тока под приемными катушками единицы тягового подвижного состава, достаточного для срабатывания амплитудного детектора в составе бортовой аппаратуры при наличии перед ней в границах одной рельсовой линии переменного препятствия. Ранее с помощью метода направленных графов была получена схема замещения только для случая двойного шунтирования. При этом известные расчетные выражения не в полной мере учитывают влияние отраженных волн в рельсовой линии. В статье рассмотрены направленные графы для шунтового и контрольного режимов работы ограниченной рельсовой цепи с локомотивным приемником для определения значений коэффициентов передачи и поездных критериев по безопасности как для общего случая, так и при наихудших условиях.
С. 6–10
УДК 621.391.812
DOI: 10.62994/AT.2025.4.4.003
Математическое моделирование радиоканала DMR для ВСМ
Шурдак А.В., Урусов Р.В., Чесноков А.Д., Ермаков А.О.
В статье продолжается рассмотрение темы, начатой ранее [1], освещаются технические решения реализации технологического сегмента инфокоммуникационной системы инфраструктуры высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург (ВСЖМ-1). Эта подсистема создается в рамках опытно-технологической работы по плану научно-технического развития ОАО «РЖД». Приводятся результаты математического моделирования распространения радиоволн и работоспособности радиоканала технологии связи DMR диапазона частот 160 МГц при высокоскоростном движении поездов.
С. 11–14
УДК 656.254
DOI: 10.62994/AT.2025.4.4.004
Перспективы применения технологии OTN на сети связи
железнодорожного транспорта
Шмытинский В.В., Глушко В.П.
В статье проанализированы этапы и направления внедрения технологии OTN на сети связи железнодорожного транспорта. Ее особенностью является наличие магистральных каналов передачи данных большой протяженности и крупных телекоммуникационных узлов, предназначенных для перераспределения потоков информации, передаваемых с помощью сигналов разных форматов.
С. 15–17
УДК 621.391.8
DOI: 10.62994/AT.2025.4.4.005
Комплекс для мониторинга и тестирования сетей подвижной радиосвязи
Немцов Ю.В.
В статье обосновывается актуальность измерительных процедур для обеспечения качественной и стабильной подвижной радиотелефонной сети связи. Проведен краткий обзор систем радиоизмерений и оценки качества покрытий таких сетей. Предложена оригинальная концепция программно-аппаратного комплекса для проведения измерительных процедур, формирования отчетных материалов. Даны предложения и рекомендации по применению данного комплекса.
С. 18–21
Стремиться к эталону, тиражируя лучшее
Сиделев П.С., Акопян И.А.
Подразделения хозяйства автоматики и телемеханики в прошлом году реализовали 174 проекта бережливого производства, из них 58 % являются тиражируемыми, 24 % – функциональными, 17 % – мультифункциональными проектами. Экономический эффект от внедрения улучшений составил более 114 млн руб., что соответствует запланированному показателю.
С. 22–23
Оптимизация производственных процессов и уход от потерь
Подворный П.В., Вавкин К.Ю.
В прошлом году в Центральной станции связи реализован 141 проект бережливого производства, среди них 72 новых функциональных проекта и 68 – тиражируемых. При этом 80 проектов являются мультифункциональными. Внедрение улучшений в производственные процессы филиала позволило достичь экономии более 12 млн руб., что на 24 % больше запланированного показателя.
С. 24–25
Совершенствование токовых защит электропитания постов ЭЦ
Ожиганов Н.В., Попов А.А.
В Северо-Кавказскую дирекцию по энергообеспечению на рассмотрение поступил проект первой редакции Свода правил (СП). Отмечая несомненные достоинства этого документа, на длительное время определяющего направление развития железнодорожной автоматики, нельзя не отметить, что некоторые положения, исходя из опыта эксплуатации устройств ЖАТ с микропроцессорной элементной базой, нуждаются в корректировке. Это касается не только места расположения исполнительных устройств защиты от сверхтока, защиты от перенапряжений, порядка расчета селективности защит, но и самого алгоритма по локализации и своевременности отключения электропитания при аварийной ситуации. Также, по мнению работников энергохозяйства, при составлении проектов строительства и разработки новых устройств ЖАТ необходимо более взвешенно оценивать реальные возможности сложившейся системы нетягового электроснабжения, особенно по показателям качества электроэнергии, получаемой от тяговых подстанций.
С. 26–28
УДК 004.6
DOI: 10.62994/AT.2025.4.4.006
Выбор методов для предиктивной аналитики технического состояния электропоезда
Запольская Е.В.
В статье рассмотрены этапы разработки математической модели для предиктивной аналитики технического состояния тягового подвижного состава, в частности электропоездов. Проанализированы распространенные подходы к построению математической модели предиктивной аналитики для осуществления анализа технического состояния электропоездов. Сделан выбор в пользу сочетания кластерного анализа, байесовского анализа и анализа методом Маркова.
С. 29–30
В мире цифровых технологий
Перед РЖД стоит задача по формированию национального стандарта системы управления ресурсами (СУР) для крупных предприятий. Компания совместно с партнерами консолидировала функциональные и технологические требования главных заказчиков страны.
Платформа видеоконференцсвязи (ВКС) IVA R введена в промышленную эксплуатацию в РЖД. Внедрение платформы длилось год, в течение которого была проведена масштабная интеграция с оборудованием и корпоративными сервисами компании.
С. 31
Стремление к «бесшовному» взаимодействию
Наумова Д.В.
В Москве состоялась 29-я международная выставка транспортно-логистических услуг, складского оборудования и технологий «TransRussia 2025». Около 600 компаний из России, Китая, Турции, Индии, Казахстана, Армении, Азербайджана, ОАЭ, Узбекистана и других стран представили транспортно-логистические услуги и презентовали складское оборудование на экспозиционной площадке.
С. 32–33
Идея ОАО «РЖД»
В целях активизации рационализаторской деятельности и дальнейшего развития массовой творческой активности работников и технологического потенциала компании объявлен конкурс рационализаторских предложений «Идея ОАО «РЖД» – 2025». Организация конкурса осуществляется Центром инновационного развития – филиалом ОАО «РЖД».
С. 34
УДК 378.147
DOI: 10.62994/AT.2025.4.4.007
Модель компетенций специалиста в области информационной безопасности на транспорте
Апенько С.Н., Давыдов А.И., Елизаров Д.А., Лукаш А.В.
Транспортная отрасль в целом и железнодорожный транспорт в частности являются стратегическими ресурсами для экономики нашей страны. Соответственно автоматизированные системы и каналы связи являются важнейшим объектом защиты. В статье рассмотрены основные направления совершенствования модели подготовки специалистов в области информационной безопасности с учетом особенностей транспортной отрасли.
С. 35–37
Новости
Компания «ТМХ ТМ» (входит в состав ТМХ Интеллектуальные Системы) оснастила три новые станции Зеленолужской линии Минского метрополитена.
Испанская компания CAF испытала в Нидерландах электропоезд Sprinter New Generation с уровнями автоматизации от GoA1 до GoA4.
В Казахстане прошел международный форум Digital Almaty 2025, посвященный применению искусственного интеллекта (ИИ) в различных областях деятельности.
Первую автоматизированную систему перевозки грузов на магнитном подвесе внедрят в Германии.
С. 38–39
Награды РЖД
Наумова Д.В.
ОАО «РЖД» стало лауреатом национальной премии «Лидеры ответственного бизнеса – 2024». Церемония награждения прошла на Съезде Российского союза промышленников и предпринимателей.
2 стр. обл.
Изобретательская деятельность как путь к инновациям
Наумова Д.В.
В Москве прошел ежегодный Московский международный Салон изобретений и инновационных технологий «Архимед». Он собрал самые передовые технологии из 35 регионов РФ и 26 государств.
3 стр. обл.