«Автоматика, связь, информатика»
Содержание № 1, 2018 г.
Новая технологическая реальность
Чаркин Е.И.
Президент Российской Федерации В.В. Путин, выступая на заседании совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам в прошлом году, подчеркнул, что «цифровая экономика – это не отдельная отрасль, а по сути – уклад жизни, новая основа для развития системы государственного управления, экономики, бизнеса, социальной сферы, всего общества. Формирование цифровой экономики – вопрос национальной безопасности и независимости России». Для развития цифровых технологий холдинга на НТС ОАО «РЖД» была одобрена концепция комплексного научно-технического проекта «Цифровая железная дорога». Генеральный директор – председатель правления
ОАО «РЖД» О.В. Белозёров подчеркнул, что эта концепция должна помочь объединить усилия по трансформации ОАО «РЖД» с государственной программой «Цифровая экономика Российской Федерации», определить технологические инструменты реализации Долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» на период до 2025 г. в условиях повсеместного проникновения цифровых технологий.
Цифровая железная дорога
Урусов А.В.
Среди стратегических перспектив технологического развития железнодорожного транспорта в мире ключевыми являются инновационные энерго- и ресурсосберегающие системы для подвижного состава и инфраструктуры, а также создание «умной» железной дороги. Исходя из мировых тенденций в развитии науки, техники и технологий в холдинге «РЖД» осуществляется разработка комплексного научно-технического проекта «Цифровая железная дорога», концепция которой была утверждена в декабре прошлого года на Научно-техническом совете ОАО «РЖД». Подробнее об этом читайте в статье.
УДК 656.2
О направлениях развития Цифровой железной дороги
Розенберг Е.Н., Дзюба Ю.В., Батраев В.В.
Ключевые слова: безопасность движения, перевозочный процесс, информационно-управляющие системы, бортовые и напольные устройства безопасности, геоинформационные технологии, кибербезопасность, микропроцессорные устройства, управление рисками, цифровая железная дорога.
Аннотация. В статье рассмотрены наиболее важные вопросы построения Цифровой железной дороги, как ключевого элемента обеспечения цифровой экономики Российской Федерации. Комплексная интегрированная система управления и обеспечения безопасности движения реализует новый инновационный подход к управлению железнодорожным транспортом, позволяющий объединить различные технологические приложения с помощью современных программных и интеллектуальных системно-технических решений. Комплексная интегрированная система управления и обеспечения безопасности движения позиционируется как единая среда для интеграции существующих информационных систем, описывающих перевозочный процесс, и предусматривает последовательную реализацию технологически и информационно взаимоувязанных комплексов, обеспечивающих функциональную полноту перевозочного процесса, начиная от создания соответствующих нормативных документов (график движения поездов), планирования перевозки до контроля ее реализации.
On directions of digital railway development
ROZENBERG EFIM, First Deputy Director General JSC NIIAS, Professor, Dr.Sci. (Tech.), info@vniias.ru
DZIUBA YURY, Strategic analysis and development center, Нead, JSC NIIAS, u.dzuba@vniias.ru
BATRAEV VLADIMIR, Head of Unit for Information Recording and Deciphering Systems, JSC NIIAS
Keywords: traffic safety, transportation process, information and control systems, onboard and trackside safety systems, geoinformation systems, cybersecurity, computer-based systems, risk management, digital railway
Summary: The paper covers the most important issues of construction of digital railway as a key element of the digital economy of the Russian Federation. A comprehensive integrated train control and safety system offers a new innovative approach to management of railway transport capable of combining various technological applications by means of advanced software and intellectual systems and technical solutions. A comprehensive integrated train control and safety system is presented as a common environment for integration of existing IT systems which describe transportation process and provides for a consistent implementation of integrated complexes securing the functional entirety of transportation process from development of respective normative documents (timetable) and scheduling of transportation to control of its execution.
УДК 656.257
От механизации к цифровизации сортировочной станции
Шабельников А.Н., Ольгейзер И.А., Рогов С.А.
Ключевые слова: малолюдные технологии, динамическая модель, эффективность работы, системы автоматизации, график исполненной работы, цифровая станция.
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы перехода на малолюдные технологии в работе сортировочных станций, приводятся примеры их внедрения. Предлагается объединить разрозненные системы автоматизации станционных процессов в единый цифровой комплекс, реализующий единую модель подвижных единиц в пределах сортировочной станции в реальном времени на основании данных «от колеса». Это позволит строить график исполненной работы только на основании фактических данных, повысить оперативность и качество принимаемых управленческих решений.
From mechanization to digitalization of the switchyard
SHABELNIKOV ALEXANDER, Deputy general director NIIAS, директор Rostov branch NIIAS, Dr.Sci. (Tech.), professor, shabelnikov@rfniias.ru
OLGEYZER IVAN, Chief engineer of the center of innovative and intellectual technologies, Rostov branch NIIAS, Ph.D. (Tech.), iohan@rfniias.ru
ROGOV STANISLAV, Assistant department head ATP SS Rostov branch NIIAS,
Keywords: poorly populated technologies, dynamic model, overall performance, the systems of automation, the schedule of the executed work, the digital station
Summary: IIn the article the questions of transition to low manned technologies in the work of sorting stations are considered, examples of their implementation are given. It is proposed to combine disparate systems of automation of station processes into a single digital complex that allows to maintain a single model of mobile units within a sorting station in real time on the basis of data from the wheel. This will make it possible to build a schedule of executed work only on the basis of actual data, improve the efficiency and quality of management decisions.
УДК 625.1:629.066:004.94
Развитие информационных технологий в инфраструктурном комплексе
Насонов Г.Ф., Сусленникова Е.О., Дзюба Ю.В.
Ключевые слова: транспорт, цифровые методы, цифровая железная дорога, управление, железнодорожная инфраструктура, BIM, цифровая модель.
Аннотация. В статье представлено развитие информационных технологий в инфраструктурном комплексе ОАО «РЖД». Перечисляются основные задачи при автоматизации производственного цикла хозяйства инфраструктуры. Изложены ценности использования цифровой модели инфраструктуры для смежных хозяйств. Рассмотрена архитектура автоматизации дирекции инфраструктуры.
Information technologies development in the infrastructure complex
NASONOV GENNADIY, Central Infrastructure Directorate – a branch of JSC Russian Railways, nasonovgf@center.rzd.ru
SUSLENNIKOVA ELENA, Central Infrastructure Directorate – a branch of JSC Russian Railways, suslennikovaeo@center.rzd.ru
DZIUBA YURY, Strategic analysis and development center, Нead, JSC NIIAS
Keywords: transportation, digital methods, digital railway, management, railways infrastructure, digital models, BIM
Summary: The article presents the development of information technologies in the infrastructure complex of JSC Russian Railways. The main automation tasks of the infrastructure management production cycle are listed. The values of using the digital infrastructure model for related controls are set out. The architecture of automation of infrastructure management is considered.
УДК 004 : 656.2
Концепция активной киберобороны для железнодорожного транспорта
Лукацкий А.В.
Ключевые слова: информационная безопасность, кибербезопасность, концепция активной киберобороны, киберзащищенность, защита информации, хакеры, архитектура безопасности, вредоносный код, угрозы, threat intelligence.
Аннотация. В статье рассматривается стратегия построения информационной безопасности железных дорог, позволяющая учесть модель потенциального нарушителя – от начинающего одиночки до спецслужбы иностранного государства. Представлено пять сценариев концепции активной киберобороны. В соответствии с первым сценарием необходимо выстроить правильную ИТ-архитектуру и применить уже имеющиеся элементы информатизации. Во втором – начинают использоваться традиционные средства защиты в пассивном режиме, при котором не требуется постоянное участие человека. В третьем – к инструментам предыдущего сценария добавляется глубокая аналитика и активное вовлечение человека в процесс принятия решений в области безопасности. Четвертый сценарий подразумевает более высокие компетенции – выстраивание процессов Threat Intelligence и Threat Hunting, в пятом – предусмотрен переход от оборонительной тактики к наступательной. Обычно на этом этапе идентифицируются не просто атаки, а уже сами атакующие, против которых затем реализуются различные мероприятия.
Active cyber defence approach for railways
LUKATSKY ALEXEY, Cisco Systems, cyber security specialist, alukatsk@cisco.com
Keywords: cyber security, active cyber defence approach, information security, hackers, security architecture, malware, threats, threat intelligence, industrial cyber security
Summary: In the article, a step-by-step strategy for building cyber security of railways is considered, allowing to take into account the model of a potential intruder – from a novice lone person to a special service of a foreign state. Five scenarios of the concept of active cyber defense are presented. In accordance with the first, it is necessary to build the right IT/ICS architecture and apply already existing elements of IT. If the second scenario is implemented, traditional security tools are used in the passive mode, in which the constant participation of a person is almost not required. In the third scenario, a deep analytic and active involvement of the person in the decision-making process in the field of security is added to the second-level tools. The fourth scenario implies higher competencies – building the processes of Threat Intelligence and Threat Hunting. In the fifth scenario, there is a transition from defensive tactics to offensive tactics. Usually at this stage, not just attacks are identified, but attackers themselves, against which various actions are then implemented.
Цифровая экономика: что это такое?
Михненко О.Е.
Впервые понятие «цифровая экономика» предложил американский информатик Николас Негропонте в 1995 г. Сегодня введение в оборот данного термина в нашей стране определяется необходимостью расширения работ по развитию информационного общества. В связи с этим, Указом Президента РФ утверждена «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 гг.», в которой определяются цели, задачи и меры реализации внутренней и внешней политики России в сфере применения информационных и коммуникационных технологий. Они направлены на развитие информационного общества, формирование национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов.
УДК 336.7
Технология хранения данных Blockchain
Бритвин М.А.
Ключевые слова: Blockchain, Smart contracts, децентрализованная обработка данных.
Аннотация. В данной статье рассмотрены вопросы хранения данных в Blockchain, представлены фундаментальные принципы функционирования алгоритма построения цепочки блоков, а также выделены типовые архитектуры систем хранения данных Blockchain. Разобраны возможности эффективного применения Blockchain для осуществления автоматизированного анализа выполнения умных контрактов и их влияния на систему в режиме реального времени.
Data storage technology Blockchain
BRITVIN МAXIM, senior teacher, Russian University of Transport (MIIT), department “Economic Informatics”, 6534755@gmail.com
Keywords: Blockchain, Smart contracts, distributed data processing
Summary: This article discusses data storage in Blockchain, describes the fundamental principles of the Blockchain algorithm, as well as the typical architecture of distributed storage systems. Attention is paid to the possibility of effective use of Blockchain to perform automated performance analysis of smart contracts and their impact on the system in real time.
Цифровые системы радиосвязи. Возможности и решения
Слюняев А.Н.
Использование перспективных стандартов радиосвязи на железнодорожном транспорте направлено на развитие автоматических систем управления движением, систем безопасности, мониторинга и диагностики инфраструктуры и подвижного состава, а также для других технологических и бизнес-процессов. О целях, задачах и проблемах цифровых систем радиосвязи рассказывается в этой статье.
Цифровизация технологической связи
Приятель Матей
При развитии технологической связи ОАО «РЖД» должно учитываться расширение функциональности, интеграция в единый комплекс основных видов связи и сервисов, снижение стоимости строительства и эксплуатации, возможность оперативного изменения структуры телекоммуникационной сети при изменениях структуры управления железнодорожным транспортом. Эти задачи решает технология организации Интегрированной цифровой технологической связи (ИЦТС) ОАО «РЖД».
Централизованная система информирования ЦИСОП
Ананьев Д.В., Тарасов И.А.
Информирование пассажиров, оповещение работников, находящихся на путях, обеспечение их парковой технологической связью – это важнейшие задачи, от эффективного решения которых напрямую зависит безопасность на транспорте и уровень качества предоставляемых услуг. Ежегодный рост плотности пассажирского и грузового потоков, развитие высокоскоростного движения определяет высокий уровень требований к решению этих задач.
LTE для железных дорог
Константинов В.Г.
В настоящее время на российских железных дорогах используются различные системы профессиональной технологической радиосвязи – от аналоговых (2; 160 МГц) до цифровых узкополосных (DMR, TETRA, GSM-R). Однако будущее профессиональной радиосвязи на железных дорогах за широкополосными системами, в том числе на базе стандарта LTE (Long Term Evolution). О применении этого стандарта рассказано в статье.
Перевод технологической связи в Ethernet
Чернышов В.В.
В настоящее время волоконно-оптические линии связи (ВОЛС) являются основной средой передачи в железнодорожной отрасли. Они положительно себя зарекомендовали как в эксплуатации, так и предоставлении широкого спектра сервисов и приложений, расширяющих возможности различных служб, участвующих в перевозочном процессе и обеспечивающих безопасность движения. О более эффективном использовании оптической среды рассказано в статье.
Новые технологии в работе VR Group
Суоникко Юкка-Пекка
На финских железных дорогах широко применяются цифровые технологии в производстве, техническом и клиентском обслуживании. Эти технологии способствуют успешным грузовым и пассажирским перевозкам, помогают отслеживать движение поездов в режиме реального времени.Об использовании современных цифровых технологий на дорогах Финляндии рассказывается в этой статье.
Взгляд в будущее
Наумова Д.В.
В статье освещены основные события «Транспортной недели», проходившей в Москве в декабре прошлого года.