«Автоматика, связь, информатика»
Содержание №9, 2018 г.
Успех цифровой трансформации зависит от каждого
Суконников Г.В.
Руководство страны и ОАО «РЖД» уделяет большое внимание вопросам цифровизации. В июле прошлого года правительством РФ принята Программа «Цифровая экономика РФ» [1]. Холдинг «РЖД» стал одним из локомотивов в управлении транспортом и логистики и будет основным исполнителем по таким темам как создание национальных платформ грузовых и пассажирских перевозок. Сегодня стало модно говорить о цифровизации. Используя слово «цифра», мы не всегда понимаем, что за этим стоит. Поэтому крайне важно погрузиться в контекст и понять, с чем предстоит иметь дело. ИТ-специалисты не смогут реализовать все планы по цифровизации отрасли в одиночку без участия функциональных заказчиков. Со стороны филиалов и ДЗО нужна грамотная постановка задачи, видение области внедрения технологий, их развитие, понимание каких эффектов необходимо достичь с помощью применения новейших решений. При этом важно говорить на одном языке. Первым шагом к осознанию цифровой трансформации стал семинар по теме «Технологии цифровой железной дороги», проведенный для представителей функциональных заказчиков компании.
УДК 656.25.62-192
Автоматизированный анализ надежности систем ЖАТС марковским методом
Шевченко Д.Н.
Ключевые слова: железнодорожная автоматика, надежность, марковский метод, граф состояний, автоматизация
Аннотация. Аннотация. В статье рассматривается оригинальный программный комплекс для анализа надежности систем ЖАТС марковским методом, который снимает некоторые ограничения аналогичных программных продуктов на размерность исследуемых систем. Кроме того, пакет автоматизирует построение графа состояний на основе имеющихся наглядных моделей надежности, в частности, структурной схемы надежности и дерева отказов. Рассматриваются особенности реализации и использования данного пакета.
Software for analysis of reliability of SCB-systems by the markov method
SHEVCHENKO DMITRIY, Belarusian state university of transport, associate professor, docent, Ph.D. (Tech.), shevchenkodn@yandex.ru.
Keywords: railway automatics, reliability, Markov method, state graph, automation
Summary: Software for the analysis of the reliability of automation and telemechanic systems by the Markov method is proposed. The software removes some limitations on the dimensionality of the researched systems, which are typical for existing software. The package automates the construction of a state graph on the basis of the available evident reliability models, in particular, the reliability block diagram and the fault tree. Features of implementation and use of original software are considered.
УДК 656.256.3+004.056.5
АБЦМ-А – автоблокировкабез киберугроз
Аркатов В.С., Шалягин Д.В., Гуменников В.Г.
Ключевые слова: автоматическая блокировка, безопасность процесса, опасные и защитные отказы, микропроцессор, угрозы программным средствам, киберугрозы, жесткая логика, большие интегральные схемы, управляемость и наблюдаемость при контроле, сигнальная точка.
Аннотация. В статье рассмотрены угрозы правильной и безопасной работе систем управления движением поездов, в первую очередь, связанные с нарушением функционирования информационного и программного обеспечения этих систем при их построении на основе микропроцессорной или вычислительной техники. Предложен принцип построения систем управления ответственными технологическими процессами, к которым относится и движение поездов, свободный от таких угроз. В качестве примера такого решения представлена система автоблокировки АБЦМ-А, находящаяся в эксплуатации на одном из перегонов Московской дороги.
ABCM-A – auto-block without cyberthreats
ARKATOV VIKTOR, scientific supervisor of LLC “StroyZhelDor-Project-STSB”, Ph.D. (Tech.), scb@t-s-a.ru
SHALYAGIN DMITRY, Russian University of Transport (MIIT), Institute of open education, professor of “Control systems of transport infrastructure” department, Dr.Sci. (Tech.), dvim@yandex.ru
GUMENNIKOV VITALY, technical director of “Dialog-Trans LLC”, gvit@dialog-trans.ru
Keywords: automatic blocking, process safety, dangerous and defective failures, microprocessor, threats to software, cyber threats, hard logic, large integrated circuits, controllability and observability in monitoring, signal point
Summary: The article deals with threats to the correct and safe operation of train traffic control systems, primarily related to the disruption of the information and software of these systems when they are built on the basis of microprocessor or computer technology. The principle of construction of control systems for responsible technological processes is proposed, which includes the movement of trains, free from such threats. As an example of such a solution, the automatic blocking system ABCM-A, which is in operation on one of the sections of the Moscow railway, is presented.
УДК 625+681.518.5
Система прогнозирования состояния переезда для мобильных навигационных устройств
Ефанов Д.В., Плотников Д.Г., Осадчий Г.В.
Ключевые слова: железнодорожный переезд; фактическое положение поезда; прогнозирование времени закрытия переезда; прогнозирование времени открытия переезда.
Аннотация. Авторами разработана современная система прогнозирования временных параметров работы железнодорожного переезда, учитывающая такие важные характеристики, как время до закрытия переезда, время до его открытия, время фактического проследования переезда поездом. Система на основе логического принципа анализа данных от объектов управления движением поездов сама вычисляет необходимые временные параметры, корректируя результат в процессе самообучения на каждом конкретном переезде по отрицательной обратной связи. Важным аспектом разработанной системы является потенциальная увязка с различными мобильными навигационными системами, позволяющими оптимизировать движение автомобильного транспорта.
Forecasting system of railway crossing actual state for mobile navigation systems
EFANOV DMITRY, the head of the direction of monitoring and diagnostic systems at “LocoTech-Signal” LLC, professor of “Automation, remote control and communication on railway transport” Russian University of Transport (MIIT), Dr.Sci. (Tech.), tres-4b@yandex.ru, efanov2099@gmail.com
PLOTNIKOV DMITRY, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, associate professor, Department of «Transport and manufacturing systems»,Ph.D. (Tech.), dg-plotnikov@mail.ru
OSADCHIY GERMAN, technical director of scientific and technical center “Integrated Monitoring Systems” LLC, osgerman@mail.ru
Keywords: railway crossing; train actual position; the barrier closing time forecasting on railway crossing; the barrier open up time forecasting on railway crossing
Summary: We propose a modern system for forecasting the time parameters of a railway crossing. Taking into account such important parameters as the time before the time before the barrier closing, the time before its opening, the time of the actual passage of the railway crossing by train. The system is based on the logical principle of data analysis from the objects controlling the movement of trains, calculates the necessary time parameters, correcting the result in the process of adaptive at each railway crossing with intelligent closed-loop processing. An important aspect of the developed system is integration with various mobile navigation systems, which allow to optimize the traffic of road transport.
Новые стенды УПР и возможности стендов ИАПК РТУ Б
Щукин О.И.
Новые микропроцессорные малогабаритные стенды, предназначенные для проверки, регулировки и ремонта реле УПР (УПР-1 и УПР-2), разработаны в 2017 г. с учетом пожеланий непосредственных пользователей – работников РТУ. Также, с учетом пожеланий заказчиков, у стендов ИАПК РТУ (автоматизированных измерительных комплексов) появились новые возможности.
Система часофикации СЧМ-30
Ананьев Д.В., Тарасов И.А.
Сегодня довольно сложно представить вокзал, станцию или другие объекты транспорта без системы, обеспечивающей координированное время с заданной точностью. Система часофикации или система единого времени (СЕВ) является неотъемлемым элементом большинства информационных систем ОАО «РЖД», от которых зависит безопасность, надежность и эффективность работы транспортного комплекса.
Современные ремонтные технологии в жизнь
Олефиренко А.В.
Внедрение ремонтно-окрасочных линий напольного оборудования сигнализации, централизации и блокировки, а также технологии антиграффити в специализированных ремонтных дистанциях позволит существенно сэкономить эксплуатационные расходы за счет увеличения (не менее чем в пять раз) периодичности окраски устройств и срока службы напольного оборудования, улучшить эстетический вид напольных устройств.
Комплексный подход к модернизации железнодорожных переездов
Наумова Д.В.
В этом номере журнала мы продолжаем публиковать информацию о мерах, принимаемых для повышения уровня безопасности на переездах зарубежных железных дорог. Вниманию читателей предлагаем системы переездной сигнализации, применяемые на переездах железных дорог Германии.
Развитие абонентской деятельности
Волкова О.А.
Основополагающим фактором создания вертикали по абонентскому обслуживанию в Центральной станции связи стало изменение отношения ОАО «РЖД» к прочим видам деятельности (ПВД) в соответствии со «Стратегией развития холдинга «РЖД» на период до 2030 г.». Внедрение в 2010 г. централизованной автоматизированной системы обработки данных и расчетов за услуги связи ОАО «РЖД» (АСР) дало возможность приступить к реализации создания абонентской структуры.
Охрана труда касается всех
Наумова Д.В.
В июле в Перми состоялся сетевой семинар, темой которого стало совершенствование системы управления охраной труда в хозяйстве автоматики и телемеханики. Главные инженеры служб автоматики и телемеханики вместе с ведущими специалистами по охране труда обсудили наболевшие вопросы, обменялись опытом организации охраны труда в дирекциях инфраструктуры.
Пути достижения нулевого травматизма
Глебов В.Г.
Анализ производственного травматизма за последние пять лет свидетельствует о снижении количества несчастных случаев на производстве как на полигоне Горьковской дороги, так и в ОАО «РЖД» в целом. Начиная с 2013 г. в Нижегородской дирекции связи удалось не допустить ни одного несчастного случая. Но, несмотря на положительную тенденцию, проблема производственного травматизма все еще остается острой. Поэтому холдинг «РЖД» одним из первых присоединился к международной программе Vision Zero, помогающей совершенствовать охрану труда на предприятии.
Состояние охраны труда под контролем АСУ «КСОТ-П»
Бирюков В.С.
В ОАО «РЖД» уже более трех лет используется комплексная система оценки состояния охраны труда на предприятии КСОТ-П, которая стала эффективным инструментом управления безопасностью труда. С ее помощью в структурных подразделениях налажен многоступенчатый контроль за состоянием охраны труда, определяются факторы рисков и организовано управление этими факторами. В прошлом году начал эксплуатироваться автоматизированный аналог этой системы – система АСУ «КСОТ-П», которая является функциональностью Единой корпоративной автоматизированной системы управления трудовыми ресурсами ЕК АСУТР. В настоящее время к системе подключено 148 специалистов Саратовской дирекции связи.
Охрана труда в Дальневосточной ДИ
Кривошеев П.В., Еремина М.А.
Среди основных направлений в работе по охране труда можно выделить следующие: обеспечение безопасных условий труда на рабочих местах и улучшение условий труда работников; сокращение и предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний; обеспечение безопасности технологических процессов; обучение работников по охране труда и совершенствование форм и методов обучения, а также формирование корпоративной культуры охраны труда и пропаганда здорового образа жизни.
Взгляд молодого работника
Коновалов А.П.
Перед окончанием школы у молодых людей возникает вопрос выбора своей будущей профессии и образовательного учреждения для получения соответствующих теоретических и практических навыков. Взвесив все «за» и «против», я выбрал профессию железнодорожника.
Лучшие получили награды
Володина О.В.
В канун Дня железнодорожника в Москве в зале ЦНТИБ состоялась встреча генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» О.В. Белозёрова, членов правления компании и председателя Роспрофжел с передовиками отрасли. В торжественной обстановке лучшим специалистам компании были вручены государственные и отраслевые награды за трудовые достижения и заслуги в развитии железнодорожного транспорта. В праздничных мероприятиях в столице также участвовали передовики Центральной дирекции инфраструктуры, фотографии которых были размещены на Доске почета.
В погоне за «Хиршем»
Рассохина Т.А.
Учитывая стремление российской науки к включению ее в мировую, большую актуальность для ученых приобретают публикационная активность в целом и наукометрические или библиометрические показатели в частности. На протяжении нескольких лет, вдохновленная новым «трендом», российская научная общественность с головой погрузилась в процесс повышения своих научных показателей. И вот уже слово «Хирш» покинуло академические и университетские аудитории и появилось в отраслевой науке.
Территория инноваций
Наумова Д.В.
Формирование инновационной среды – это первоочередная задача, стоящая перед компанией. Очень быстро меняется время, стремительно внедряются новые технологии, и деятельность по работе со стартапами становится неотъемлемой частью развития компании, поскольку реализовать все намеченные программы (Стратегию научно-технического развития Программу долгосрочного развития, программу роботизации и автоматизации и др.) без инновационных решений будет достаточно сложно. На основе поручения Президента РФ В.В. Путина о реализации формирования системы по работе со стартапами и решений у руководства ОАО «РЖД» в компании разработаны документы для поэтапного формирования системы взаимодействия со стартапами.