«Автоматика, связь, информатика»
Содержание №8, 2020 г.
Достойно встречаем первый юбилей
Кайнов В.М.
В 2015 году было образовано Проектно-конструкторское бюро по инфраструктуре. В этом году ПКБ И отмечает свой первый юбилей – 5 лет со дня образования. При создании оно объединило три ранее существовавших конструкторских бюро: по пути и путевым машинам, автоматике и телемеханике, электрификации и электроснабжению железных дорог. Редакция попросила главного инженера ПКБ И Виталия Михайловича Кайнова ответить на несколько вопросов, рассказать, что за эти годы сделано и каковы перспективные планы.
Приоритеты и основные направления деятельности
Новиков В.Н., Шепель С.П.
В настоящее время производством аппаратуры и оборудования ЖАТ для хозяйства автоматики и телемеханики занимаются более ста предприятий-изготовителей. Непосредственное участие во всех этапах процесса постановки аппаратуры и оборудования ЖАТ на производство, от разработки технических требований до приемки в постоянную эксплуатацию, принимает отдел аппаратуры и оборудования ЖАТ отделения автоматики и телемеханики ПКБ И.
Развитие функциональных возможностей ДЦ «Сетунь»
Балабанов И.В., Никитин С.М.
Основной функцией систем диспетчерской централизации (ДЦ) является интеграция у поездного диспетчера средств управления движением поездов на станциях диспетчерского участка через установку поездных маршрутов. Сегодня на российских дорогах эксплуатируются только отечественные системы диспетчерской централизации – это ДЦ «Тракт», ДЦ «Диалог», ДЦ «ЮГ» с РКП, ДЦ «ЮГ» на базе ЛП КРУГ, а также наиболее распространенная на сети ДЦ «Сетунь». На примере этой системы в статье рассмотрена история создания и модернизации отечественных систем диспетчерской централизации, а также перспективные направления их функционального развития.
Имитационное моделирование для развития платформы оператора линейной инфраструктуры
Филь О.В., Карев А.В., Клемешов С.С.
В настоящее время во всех подразделениях ОАО «РЖД» остро стоит вопрос экономии материально-технических ресурсов и оптимизации структуры эксплуатационных расходов, выделяемых на содержание инфраструктуры. Решение этого вопроса затруднено необходимостью поддержания высокого уровня безопасности перевозочного процесса, а также его непрерывности. Внедрение и использование информационных технологий, позволяющих создавать цифровые компьютерные модели объектов инфраструктуры и процессов, происходящих в них, могут значительно сократить стоимость проведения опытной эксплуатации и объем технологического обслуживания действующих устройств.
Новые технологии для снижения акустического воздействия железных дорог
Новиков А.В., Коваленко А.А.
На железнодорожном транспорте серьезной проблемой является шум, возникающий при движении поездов и выполнении технологических работ. Наиболее высокий уровень шума возникает на сортировочных горках. В ОАО «РЖД» реализуются меры по снижению уровня акустического воздействия на людей и окружающую среду. Постоянная работа в этом направлении ведется и в ПКБ И.
УДК 656, 004.89, 656.052 DOI 10.34649/AT.2020.8.8.001
Мониторинг транспортной инфраструктуры с использованием интеллектуальных БПЛА
Цветков В.Я., Ознамец В.В.
Развитие беспилотного воздушного транспорта привело к разработке беспилотных систем наблюдения и слежения за определенным типом объектов. Эти беспилотные средства имеют возможность пролетать целевую область с установленной камерой и другими датчиками для мониторинга объектов. При полете беспилотного средства должно быть автоматически учтено наличие и направление ветра. Это возможно при интеллектуальном управлении. Статья анализирует применение интеллектуальных беспилотных летательных аппаратов для мониторинга объектов транспортной инфраструктуры, раскрывает содержание мониторинга, включающего разные виды технологий. В статье изложены технологические особенности применения интеллектуального беспилотного носителя, в частности, функционирование интеллектуального контроллера.
УДК 656.254.16:621.396 DOI 10.34649/AT.2020.8.8.002
Парковая связь и оповещение работающих на базе цифровой радиосвязи
Слюняев А.Н., Дуренков А.В., Блиндер И.Д., Ананьев Д.В.
Станционная двухсторонняя парковая связь и оповещение на базе громкоговорящих устройств многие десятилетия используются в качестве одного из средств управления железнодорожным транспортом и обеспечения безопасности на российских железных дорогах. В настоящее время в результате развития радиосвязи и информационных технологий созданы условия для реализации большинства функций парковой связи и оповещения работающих на путях на другом, современном уровне – на базе систем и средств радиосвязи.
УДК 004.896+656.25 DOI 10.34649/AT.2020.8.8.003
Программная реализация языка путевых объектов в АРМ ведения технической документации
Булавский П.Е., Василенко П.А.
Язык описания путевых объектов (ЯПО) является мощным инструментом для работы с электронной технической документацией ЖАТ. Принципы построения, области применения, синтаксис и семантика ЯПО были описаны ранее [1]. В статье представлена его программная реализация в объектном формате технической документации на языке расширяемой разметки XML. Рассмотрена возможность выделения языковых конструкций ЯПО на XML для схематического плана станции и таблицы взаимозависимости стрелок и сигналов, а также автоматического анализа этих документов на основе ЯПО.
Бесперебойное функционирование информационных систем и предоставление услуг
Бусоргин И.В., Маршуба В.В.
На протяжении полувекового периода существования ГВЦ его основными задачами всегда были и остаются своевременное и качественное предоставление информационных услуг и организация централизованного информационного обеспечения на всех уровнях управления железнодорожным транспортом. Сбор и обработка информации осуществляется в круглосуточном режиме соответствующим подразделением – сменой отдела оперативного управления производством (ОУП). Кроме того, широкий спектр перевозимых грузов и большое количество участников перевозочного процесса вызывают потребность в информации о местоположении (дислокации) вагонов и контейнеров, а также сроках прибытия груза и подвижного состава на станцию назначения. Реализация проекта «единое окно» способствует наиболее эффективному использованию клиентами собственных вагонов и выстраиванию логистики компании.
Человек интересной судьбы
Перотина Г.А.
А.В. Корсаков – один из старейших сотрудников ГВЦ, долгие годы работающий на руководящей должности предприятия. Он – человек интересной судьбы, вся его жизнь тесно и неразрывно связана с математикой, вычислительной техникой, информационными технологиями. В канун юбилея ГВЦ встреча с Алексеем Валентиновичем не состоялась из-за коронавируса, была отложена до лучших времен. В настоящее время редакция смогла задать свои вопросы А.В. Корсакову. Они касались достижений и свершений, выпавших на его долю за 40-летнюю деятельность в области ИТ на железнодорожном транспорте.
УДК 004.852, 004.932 DOI 10.34649/AT.2020.8.8.004
Аугментация данных для задачи сегментации колеи
Неваленная Ю.В.
В данной статье рассматриваются различные методы формирования синтетических наборов данных и их необходимость для решения задачи обнаружения железнодорожной колеи в рамках создания беспилотного поезда. Отдельное внимание уделяется генеративно-состязательным сетям и особенностям их тренировки для получения реалистичных изображений. Приводятся результаты экспериментов с кадрами Московского центрального кольца.
УДК 001.92+656.2 DOI 10.34649/AT.2020.8.8.005
Обобщенный индекс цитирования
Сапожников В.В., Сапожников Вл.В., Ефанов Д.В.
В статье предложен новый наукометрический показатель, позволяющий оценить наиболее полно вклад ученого в развитие соответствующей отрасли наук. Новый показатель выражается в виде единственного числа и имеет простую и понятную геометрическую трактовку. Описаны некоторые модификации показателя, позволяющие производить его «настройку» для учета различных по числу цитирований работ. Приведены примеры расчета показателей для ученых из железнодорожной отрасли.
Истоки праздника железнодорожников
Наумова Д.В.
День железнодорожника в Российской Федерации празднуется ежегодно в первое воскресенье августа. Впервые он был установлен приказом министра путей сообщения Российской империи князем Михаилом Хилковым от 28 июня (10 июля по новому стилю) 1896 г.