«Автоматика, связь, информатика»
Содержание № 9, 2019 г.
Системы интервального регулирования на базе оптоакустических датчиков
Талалаев Д.В., Ермаков Е.В.
Сегодня методы когерентной рефлектометрии стали активно использоваться для решения широкого круга технологических задач, связанных с цифровизацией современного мира. Основными предпосылками этого процесса являются широкое распространение оптических систем связи и прогрессивное удешевление вычислительных мощностей, необходимых для обработки большого объема данных, характерного для данного вида оборудования. В последние годы в мире заметно возрос интерес к применению этой технологии на железнодорожном транспорте. Уже внедрено значительное количество пилотных проектов подобных систем. В статье специалисты АО «НИИАС» рассказывают об опыте работы в этой области.
Оптические кабели для распределенных датчиков
Овчинникова И.А.
Производство оптических кабелей (ОК) – самая молодая, но стремительно развивающаяся отрасль кабельной промышленности. Это объясняется, в первую очередь, возможностью передавать по оптическим волокнам (ОВ) информацию на большие расстояния с высокими скоростями (сотни Тбит/с), а также их безопасностью и помехозащищенностью. Несмотря на кажущееся разнообразие марок, представленных сегодня на рынке, можно выделить несколько конструктивных групп телекоммуникационных оптических кабелей, классифицирующихся по областям применения и условиям прокладки. Сегодня оптические кабели выходят за границы телекоммуникационных систем и находят применение в различных областях: от передачи информационного сигнала до функционирования в качестве распределенного чувствительного элемента датчиков.
УДК 51-74 DOI: 10.34649/AT.2019.9.9.001
Позиционирование подвижного состава с использованием нейронных сетей
Бухарин М.А., Прокопенко С.В., Гуртовой К.В., Скубченко С.А., Трещиков В.Н.
В статье рассмотрен опыт использования нейронных сетей для анализа виброакустических событий, детектируемых распределенным волоконно-оптическим датчиком на основе фазочувствительной рефлектометрии в целях интервального регулирования движения железнодорожного транспорта. Показана работоспособность системы в условиях многолетней мерзлоты и высоких потерь в оптическом волокне (от 0,25 до 2,2 дБ/км) на большом протяжении – до 90 км.
УДК 621.373.8, 534-16 DOI: 10.34649/AT.2019.9.9.002
Перспективы использования распределенных волоконно-оптических датчиков на железнодорожном транспорте
Степанов К.В., Жирнов А.А., Чернуцкий А.О., Кошелев К.И., Лаптев А.С., Нестеров Е.Т., Пнев А.Б., Карасик В.Е.
В статье рассмотрено применение распределенных волоконно-оптических датчиков для мониторинга на железнодорожном транспорте. Исследованы существующие системы и их возможности, рассмотрены факторы, ограничивающие их применение. Представлены перспективные пути улучшения пространственного разрешения волоконно-оптических систем, в том числе применение волоконно-оптических датчиков на основе слабоотражающих брэгговских решеток.
Оптоволоконные технологии для мониторинга объектов инфраструктуры и подвижного состава
Ефанов Д.В.
Принципы передачи света, используемые в современных оптоволоконных системах, были продемонстрированы еще в XIX веке, но повсеместное их внедрение было невозможным ввиду отсутствия необходимых технологий. Коммерческое производство оптоволокна с низким затуханием удалось наладить только к 70–80 гг. XX столетия. К настоящему времени оптоволоконные технологии прочно вошли в обиход и используются повсеместно. О применении на железнодорожном транспорте оптоволоконных технологий рассказано в статье.
УДК 681.586.54 DOI: 10.34649/AT.2019.9.9.003
Метрологическое обеспечение когерентных рефлектометров
Савкин К.Б., Митюрев А.К., Погонышев А.О., Тихомиров С.В.
В статье рассмотрены предложения по организации метрологического обеспечения нового класса информационно-управляющих систем на основе волоконно-оптических датчиков для применения на железнодорожном транспорте – фазочувствительных оптических или когерентных рефлектометров. Предложены три основных варианта. Первый – подразумевает государственное регулирование обеспечения единства измерений с обязательной поверкой утвержденных типов рефлектометров в процессе производства, эксплуатации и ремонта, а также применение аттестованных методик измерений. Во втором варианте устанавливаются стандарты, где прописываются общие для всех производителей технические требования к рефлектометрам и методики их испытаний, выполнение которых позволит повысить качество технического контроля приборов на производстве и достоверность результатов измерений. Третий вариант – прохождение входного контроля в структуре ОАО «РЖД» или в привлеченных экспертных организациях. В этом случае на основе разработанных требований, программ и методик будут проводиться испытания рефлектометров при поставке, а также в процессе эксплуатации на железнодорожном транспорте.
УДК 621.397 DOI: 10.34649/AT.2019.9.9.004
Видеонаблюдение на базе сети мобильной связи
Журавлёва Л.М., Журавлёв О.Е., Лошкарёв В.Л., Курьянцев Д.Г.
В статье рассмотрены вопросы обеспечения безопасности движения поездов на железнодорожном транспорте. Наиболее актуальна эта проблема для железнодорожных переездов, не оборудованных специальными системами сигнализации. Для отслеживания опасных ситуаций на транспорте предлагается создание сетей интеллектуального видеонаблюдения (СИВ), которые позволят обнаруживать посторонние объекты и регулировать скорость движения поездов. Проанализированы достоинства и недостатки видеонаблюдения на базе сети мобильной связи.
УДК 535.14 DOI: 10.34649/AT.2019.9.9.005
Квантовые линии связи
Роенков Д.Н., Яронова Н.В.
Статья посвящена квантовой криптографии, обеспечивающей гарантированную защиту информации при ее передаче по каналам связи. Рассмотрен принцип защиты данных, основанный на физической невозможности несанкционированного считывания информации без обнаружения такого вмешательства. Описана история возникновения в 1970 г. и развития квантовой криптографии. Представлен опыт реализации квантовых линий связи в России от простой двухточечной линии связи и до многоузловой сети. Рассмотрен перспективный глобальный проект в области квантовой связи – «Евразийский квантовый путь». Приведен обзор российского и международного опыта стандартизации в области квантовой связи. Представлены основные протоколы квантовой криптографии, рассмотрен порядок формирования секретного ключа по протоколу ВВ84. Дано общее описание системы квантовых коммуникаций, а также ее основных компонент.
Экономика ставит новые задачи
Филюшкина Т.А.
Перед компанией поставлены важные задачи – повышение пропускной способности основных магистральных направлений, а также исключение барьеров для пропуска поездов повышенного веса и длины. В связи с этим, все чаще поднимается вопрос о необходимости обновления и модернизации технических средств ЖАТ. Однако этот процесс достаточно непростой. Помимо ожиданий увеличения объемов инвестиций финансирования внедрения новых устройств, следует рассмотреть все имеющиеся возможности получения максимального эффекта от эксплуатируемых технических средств. Обсуждению вариантов повышения эффективности и новых подходов к организации эксплуатационной работы хозяйства автоматики и телемеханики была посвящена сетевая школа в Иркутске, на которой руководители Управления и служб автоматики и телемеханики ЦДИ смогли высказать свои предложения и поделиться опытом организации обслуживания систем ЖАТ. Подробнее о школе читайте в статье.
Комплексный подход к разработке и производству
Клюзко В.А.
В современном мире все меняется с молниеносной скоростью. В стране активно осуществляется глобальная цифровизация, в том числе на железнодорожном транспорте. Одним из основных производителей средств и устройств ЖАТ на железнодорожном транспорте является ОАО «ЭЛТЕЗА». Редакция обратилась к генеральному директору этой компании Владимиру Анатольевичу Клюзко с просьбой рассказать о новшествах, которые внедрены за последние годы.
Консолидация идей и решений на пользу заказчику
Середа П.В.
«Группа компаний 1520» – один из крупнейших российских производственно-строительных холдингов, главные компетенции которого сосредоточены в сфере проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов железнодорожной инфраструктуры. Интервью с заместителем генерального директора «ГК 1520» П.В. Середой читайте в журнале.
Рыцарь честности, доброты, порядочности
Перотина Г.А.
Главному инженеру Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД», члену редколлегии нашего журнала, почетному железнодорожнику Геннадию Федоровичу Насонову в августе исполнилось 60 лет, из которых почти 40 он посвятил железнодорожной автоматике. Всем известно, что его отличают высокий профессионализм, принципиальность, порядочность, честность, необычайная работоспособность. Мы попросили Геннадия Федоровича рассказать о его непростом и тернистом трудовом пути. Однако из-за скромности он не сразу, а после некоторого раздумья, согласился ответить на вопросы нашего корреспондента.
Реконструкция и строительство под контролем
Токмаков В.В.
Сегодня в реализации инвестиционных проектов на Московской дороге участвуют более 260 подрядных организаций. Как показывает практика, нередко строители-подрядчики выполняют работы без каких-либо разрешений, а главное без уведомления эксплуатационников. В итоге допускаются повреждения кабелей СЦБ, которые приводят к задержке и сбою в графике движения поездов. В статье речь идет о системе технического надзора за строительными работами, действующей в службе автоматики и телемеханики Московской ДИ.
Заслуженный работник
Наумова Д.В.
В этом году ко Дню железнодорожника Юрий Викторович Сильнягин, старший электромеханик Барабинской дистанции сигнализации, централизации и блокировки Западно-Сибирской дороги, получил из рук министра транспорта РФ Е.И. Дитриха свою очередную, но наиболее важную награду – медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени».
Конкурс на Московской
Володина О.В.
На базе Подбельского подразделения Московского учебного центра профессиональных квалификаций прошел конкурс профессионального мастерства на звание «Лучший электромеханик СЦБ». Побороться за это звание, продемонстрировать знания технологии обслуживания и практические навыки собрались представители всех 19 дистанций СЦБ Московской ДИ. Основной целью этого состязания было не только определение лучших специалистов хозяйства, но и оценка уровня подготовки персонала в целом. Подробнее о конкурсе читайте в статье.
Лидер по жизни
Наумова Д.В.
В марте этого года определились победители второго всероссийского конкурса «Лидеры России». В их число от ОАО «РЖД» вошла представительница Центральной станции связи Дарья Сергеевна Сенькина.