"Автоматика, связь, информатика"
Содержание №11, 2021 г.
Выпуск посвящен деятельности и разработкам Научно-исследовательского и проектно-конструкторского института информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте
УДК 001.89
DOI:10.34649/AT.2021.11.11.001
Деятельность института: история и перспективы
Долгий А.И.
В статье кратко изложены вехи становления института, как головной научно-исследовательской и проектно-конструкторской организации на железнодорожном транспорте в области информатизации, автоматизации и связи. Современные решения, разрабатываемые и предлагаемые институтом, широко используются на сети дорог. Автоматизированные и автоматические интеллектуальные управляющие системы и робототехнические устройства с использованием технологий искусственного интеллекта и систем технического зрения реализуются в целях исполнения Стратегии цифровой трансформации ОАО «РЖД» и Стратегии научно-технологического развития холдинга «РЖД» на период до 2025 г. и перспективу до 2030 г.
С. 2–4
УДК 347.77/78
DOI:10.34649/AT.2021.11.11.002
Формирование системы управления интеллектуальной собственностью
Розенберг Е.Н., Дубчак И.А., Раков В.В.
В статье описана история формирования системы управления интеллектуальной собственностью в АО «НИИАС», освещены основные этапы ее развития, а также определены приоритетные направления дальнейшей работы по формированию портфеля интеллектуальных прав АО «НИИАС».
С. 5–7
УДК 004.9
DOI:10.34649/AT.2021.11.11.003
Квантовые технологии. От теории к практике
Галдин А.А., Корольков А.В., Дудник С.Я., Юров И.А.
В статье рассматриваются вопросы использования квантовых технологий (в части квантовых коммуникаций и квантовых вычислений) на железнодорожном транспорте в рамках реализации Стратегии цифровой трансформации ОАО «РЖД». В краткой форме приводится характеристика прикладных свойств существующих и перспективных квантовых технологий. Определяется цель в области применения квантовых технологий на железнодорожном транспорте.
С. 8–11
УДК 004.052.2
DOI:10.34649/AT.2021.11.11.004
Развитие геоинформационных технологий
Розенберг И.Н., Дулин С.К.
В статье рассматриваются проблемы интеграции пространственно-распределенной информации применительно к организации геоинформационного портала. Изучен вопрос онтологического статуса изображений. Описаны особенности пространственной согласованности географических наборов данных в векторном формате при устранении ошибок отображения и классификации. Представлена структура проверки и коррекции согласованности ГИС.
С. 12–17
УДК: 001.895, 005.5, 656.025, 656.067
DOI:10.34649/AT.2021.11.11.005
Переход к беспилотным поездам. Текущие вызовы и пути решения
Попов П.А., Кудряшов С.В.
В статье рассмотрены основные текущие вопросы, касающиеся перехода на 3-й уровень автоматизации (GoA3), и вызовы на пути внедрения системы технического зрения на борту электропоезда. Приведено сравнение возможностей человека и датчиков технического зрения. Дано краткое описание тестирования и натурных испытаний систем технического зрения в различных условиях эксплуатации.
С. 18–20
УДК: 001.895, 005.5, 656.025, 656.067
DOI:10.34649/AT.2021.11.11.006
Разработка систем для автономного подвижного состава
Охотников А.Л., Чернин М.А.
В статье описаны современные решения по созданию автономных интеллектуальных транспортных систем с использованием технологий искусственного интеллекта, технического зрения, компьютерной обработки видеоизображения и систем высокоточного позиционирования. Рассказано о применении беспилотного поезда, а также об отечественных и зарубежных разработках систем автономного подвижного состава. Рассмотрены действия, предпринимаемые ОАО «РЖД».
С. 21–24
Обеспечение минимального интервала попутного отправления поездов на перегон с АЛСО и подвижными блок-участками
Воронин В.А., Лобанова В.С.
Организация движения поездов с уменьшенными интервалами попутного следования является целевой задачей для перспективного развития вновь строящихся и модернизируемых участков железной дороги. Как показывает статистика, при оборудовании участков системой АЛСО с подвижными блок-участками основными лимитирующими местами для пропуска поездов являются станционные участки пути, прежде всего те, по которым пролегают маршруты отправления поездов с боковых путей на перегон. С целью исключения «барьерных» мест разрабатываются соответствующие нормативные документы.
С. 25–27
УДК 347.77
DOI:10.34649/AT.2021.11.11.007
Технология виртуальной сцепки для интервального регулирования движения поездов
Дежков М.А., Кисельгоф Г.К.
В статье рассмотрен новый вид интервального регулирования движения поездов, позволяющий управлять ведомым локомотивом с учетом информации, которая передается по радиоканалу с локомотива ведущего поезда. Эта технология, получившая название «виртуальная сцепка», позволяет сократить межпоездной интервал с соблюдением всех условий безопасности движения. Управление локомотивами обоих поездов может выполняться как в автоматическом, так и в ручном режимах.
С. 28–30
УДК 656.257
DOI:10.34649/AT.2021.11.11.008
Автоматическая система управления процессом надвига состава на сортировочную горку
Соколов В.Н., Ольгейзер И.А., Суханов А.В.
В статье представлена система расчета параметров управления технологическими ситуациями в процессе роспуска составов на сортировочных горках. Приведены аспекты, подтверждающие актуальность автоматизации процесса надвига на сортировочную горку. Описаны базовые методы и алгоритм расчета оптимальной скорости надвига вагонов на сортировочную горку с учетом двух критериев: эффективности роспуска и безопасности движения.
С. 31–33
УДК 656.257
DOI:10.34649/AT.2021.11.11.009
Единая станционная платформа обмена информацией низовых систем автоматизации
Хатламаджиян А.Е., Золотарев Ю.Ф., Ольгейзер И.А.
В статье рассмотрены проблемы обмена оперативной технологической информацией между низовыми системами автоматизации на станционном уровне. Показано преимущество горизонтального обмена между системами по сравнению с традиционными техническими решениями.
С. 34–36
65 лет на пути развития железнодорожной электросвязи
Захаров А.В., Черников А.А., Дуренков А.В., Блиндер И.Д.
За годы, прошедшие со дня образования КБ ЦШ (ныне институт АО «НИИАС»), отделами связи и радио (теперь отделение телекоммуникаций и систем передачи данных) внесен значительный вклад в развитие железнодорожной электросвязи Советского Союза и России. Многие созданные системы не имеют аналогов в мире. Сейчас связисты института участвуют в создании прогрессивных технологий для железнодорожного транспорта России. В статье дан краткий обзор основных этапов нашей деятельности.
С. 37–42
УДК 621.396
DOI:10.34649/AT.2021.11.11.010
Инновационные технологии обеспечения безопасности движения на основе оптоволоконной сенсорики
Кукушкин С.С., Кудюкин В.В., Белов А.Н.
В статье рассмотрены современные технологии на основе оптоволоконной сенсорики, применяемые для обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте. Проанализированы существующие методы и технологии, определяющие перспективу развития оптоволоконной сенсорики для решения актуальных проблем обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте.
С. 43–46
Интеллектуальные транспортные системы – векторы развития
Вадченко О.А.
В октябре в Москве прошел форум-выставка «Интеллектуальные транспортные системы России: цифровая эра транспорта». В мероприятии приняли участие более 350 делегатов из 35 регионов России, свыше 80 компаний-участников рынка интеллектуальных транспортных систем (ИТС) и цифровых технологий на транспорте, руководители ведомств и региональных министерств. Подробнее о форуме рассказано в статье.
3 стр. обл.