«Автоматика, связь, информатика»
Содержание №3, 2021 г.
УДК 656.25 DOI: 10.34649/AT.2021.3.3.001
Повышение надежности и безопасности стрелочных переводов пологих марок крестовин с непрерывной поверхностью катания
Логвинов В.И., Радыгин С.Ю., Пензев П.В., Минаков Е.Ю.
Стрелочные переводы с непрерывной поверхностью катания эксплуатируются на российских дорогах уже более сорока лет. Событие, произошедшее в ноябре 2020 г. на станции Новки-1 Горьковской дороги, заставило по-новому взглянуть на обеспечение безопасности при движении поездов по этим стрелочным переводам. Несмотря на явные нарушения обслуживающим персоналом трудовой дисциплины, требований действующих инструкций и технологии содержания и ремонта, сама конструкция стрелочного перевода не должна допускать его переход в опасное состояние.
УДК 656.257 DOI: 10.34649/AT.2021.3.3.002
Компьютерное зрение для контроля сортировочных процессов
Хатламаджиян А.Е., Ольгейзер И.А., Суханов А.В., Борисов В.В.
В статье рассмотрены текущее положение и перспективы применения средств компьютерного зрения для контроля железнодорожных сортировочных процессов в условиях цифровизации и интеллектуализации станций и узлов. Представлены промежуточные результаты внедрения системы компьютерного зрения для контроля подвижных единиц в сортировочном парке. Сообщается о реализации опытного образца системы на сортировочной станции Инская Западно-Сибирской дороги.
Анализ нарушений безопасности движения поездов по признакам культуры безопасности
Никашев А.А., Бересток Н.О.
Как показывает статистика, большая часть случаев сходов и столкновений поездов происходит по причинам, связанным с человеческим фактором, причем 90 % из них вызваны невыполнением работниками норм и требований отраслевых документов. Это свидетельствует о недостаточной эффективности действующей системы профилактики нарушений безопасности движения поездов при организации перевозочного процесса.
Развитие культуры безопасности в интеграции с цифровой культурой
Ефимова О.В., Комарова Ю.В.
Современное состояние всех отраслей экономики, в том числе транспортного сектора, определяет бурное внедрение цифровых технологий. В компании ОАО «РЖД» цифровые технологии стали неотъемлемой частью технологий перевозочного процесса. В связи с этим цифровая культура становится одним из элементов организационной культуры компании, которая неразрывно связана с культурой безопасности. В статье произведена оценка уровня зрелости культуры безопасности в ОАО «РЖД» и рассмотрена ее интеграция с цифровой культурой. Приведены результаты анкетирования для оценки уровня зрелости цифровой культуры в ОАО «РЖД».
Интеграция МЦК в городскую транспортную инфраструктуру
Петров А.Ю.
Высокая мобильность населения – характерная черта современного мира. Социально-экономические потребности во всех сферах жизнедеятельности крупных городов значительно возросли. При этом система транспортных перевозок не стала исключением. Наглядным примером интеграции железнодорожной инфраструктуры в среду городского транспорта является Московское центральное кольцо.
Цифровая трансформация в обслуживании железнодорожной инфраструктуры
Лавренко П.В.
Цифровые технологии находят все большее применение в железнодорожной отрасли, позволяя перейти от классических методов в обслуживании подвижного состава и инфраструктуры к совершенно новым подходам, включающим три компонента: мониторинг состояния железнодорожных активов, обработка больших данных для принятия соответствующих решений, а также прогнозирование состояния. В настоящее время инфраструктурные объекты позволяют генерировать большие объемы данных, обработка которых при помощи современных методов машинного обучения открывает новые возможности для оптимизации существующих бизнес-процессов и создания совершенно новых бизнес-моделей.
УДК 528.74 DOI: 10.34649/AT.2021.3.3.003
Применение беспилотных авиационных систем для топографо-геодезических изысканий
Павловский А.А., Карелов А.И., Щеглов М.А., Нуйкин А.В.
В статье приведены результаты применения беспилотных авиационных систем для проведения топографо-геодезических работ на железнодорожных станциях. Продемонстрирован способ съемки путевого развития в условиях передвигающегося подвижного состава посредством многократной аэросъемки участка местности в процессе выполнения беспилотным воздушным судном заданного маршрута полета.
«Не хватает рук, а не глаз!»
Назимова С.А.
В журнале «АСИ», № 1, 2021 г. опубликована статья «Можно ли исключить человеческий фактор?», где были рассмотрены причины и последствия двух прошлогодних случаев крушений по вине СЦБистов. Однако понять более точно ситуацию, сложившуюся в хозяйстве автоматики и телемеханики, возможно только взглянув на проблемы глазами эксплуатационного штата, т.е. тех специалистов, которые ежедневно выходят на линию для обслуживания устройств ЖАТ, обеспечивая безопасность движения поездов. Для этого редакция организовала онлайн-опрос среди работников хозяйства. В нем каждый смог высказать свое мнение о причинах, толкающих на серьезные нарушения, и предложения, направленные на их предотвращение.
УДК 656.052.1 DOI: 10.34649/AT.2021.3.3.004
Спутниковая навигация для интервального регулирования движения поездов
Демьянов В.В., Логинов Д.Д., Имарова О.Б.
В статье рассматриваются проблемы и ограничения использования спутниковой навигации для реализации автоматизированного интервального регулирования движения поездов. Для этого проведен обзор отечественных систем интервального регулирования на базе комплексных локомотивных систем и интегрированной системы АБТЦ-МШ, а также зарубежных систем интервального регулирования движения поездов. Кроме того, выполнен сравнительный эксплуатационно-технический анализ данных систем, на основе которого составлена сводка эксплуатационно-технических свойств высокоскоростного интервального регулирования движения поездов в России и за рубежом. Предложены научно-технические рекомендации для полноценного внедрения спутниковых технологий в системы железных дорог.
Модернизация радиосвязи с применением технологии LTE
Корчагин И.Ю.
В условиях совершенствования технологических процессов по обслуживанию инфраструктуры и подвижного состава и соответственно технологии управления движением поездов требуется внедрение современных систем передачи данных. В используемых до настоящего времени аналоговых системах радиосвязи практически исчерпана возможность предоставления сервисов, необходимых для процесса организации движения поездов. О мерах, принимаемых новосибирскими связистами по модернизации радиосвязи на одной из крупнейших станций Западно-Сибирской дороги, рассказывается в этой статье.
Связисты крупнейшего РЦС
Хотин М.И., Алябина Е.В., Попова И.В.
Московско-Курский региональный центр связи является центральным и крупнейшим в Московской дирекции. В сферу его деятельности входит техническое обслуживание объектов телекоммуникации Управления Московской дороги, МЦК, участка Каланчевская – Подольск МЦД-2, Курского и Павелецкого вокзалов, участков Курского и Павелецкого направлений до станций Ока и Жилево, а также участка Детково – Мякинино БМОК. В данной статье рассказывается о работе связистов этого РЦС.
Диалог поколений
Наумова Д.В.
В конце прошлого года состоялась первая НеКонференция «Диалог поколений» – новый совместный проект Корпоративного университета РЖД и Центральной дирекции инфраструктуры. В отличие от стандартного понимания конференции НеКонференция не устанавливает четкого регламента и границ между экспертом и слушателями, а приглашает к открытому диалогу. В компании принята новая программа развития человеческого капитала на период до 2025 г. и один из акцентов в ней – развитие корпоративной культуры. Именно эта тема и стала основной в ходе проведения мероприятия.
Ни о чем не жалею
Володина О.В.
Валентина Геннадьевна Митина более 25 лет трудится в техническом отделе Ургальской дистанции СЦБ Дальневосточной ДИ. Почти полтора десятилетия возглавляет коллектив отдела. Руководители и коллеги ценят ее профессиональные качества, трудолюбие, уважают за принципиальность и преданность делу. В прошлом году ей вручена медаль ордена «За заслуги перед Отечеством II степени». Ошибиться в написании ее фамилии, имени и отчества кажется невозможно. Однако в наградном отделе что-то напутали, и в списке награжденных, опубликованном в одном из номеров нашего журнала, значился «Митин Валентин Геннадьевич». В редакцию пришло гневное письмо. Так состоялось наше знакомство с героиней этого очерка.
Верность выбранному пути
Назимова С.А.
Коренная москвичка Елена Александровна Дьячихина связала свою жизнь с железной дорогой, а точнее с Главным вычислительным центром, где работает уже более 30 лет. Такие женщины, как Елена Александровна, преданные своей профессии, трудятся во всех подразделениях ОАО «РЖД» и, несомненно, являются их гордостью.
Обучение с помощью комплекта виртуальной реальности
Молчанов О.В.
В современном мире, где практически каждый день совершаются открытия, стремительно развиваются технологии, интернет используется во всех сферах жизни человека, важным фактором является образование и, соответственно, постоянное повышение квалификации и профессиональных компетенций сотрудников. На предприятиях ОАО «РЖД» эту задачу призваны решать кабинеты технической учебы.
Опираясь на коллектив
Петрова Е.В.
Ирина Евгеньевна Юдаева окончила МИИТ по специальности «Прикладная математика». Более 30 лет верна одной организации – Главному вычислительному центру ОАО «РЖД», принявшему ее в конце 80-х годов в ряды своих сотрудников. Сейчас она заместитель начальника отдела сопровождения баз данных.
Экзамен выдержан
Наумова Д.В.
В конце февраля состоялось заседание правления ОАО «РЖД», на котором были не только подведены результаты деятельности компании в прошлом году, но и обозначены приоритеты ее развития на 2021 г. Впервые это ключевое корпоративное мероприятие прошло в новом формате. Сочетание онлайн и офлайн режимов позволило почти в 1,5 раза расширить круг участников со всей страны. Подробнее о мероприятии читайте в журнале.