Автоматика, связь, информатика. 2025. № 5. С. 5–6
Automation, communications, informatics. 2025. № 5. Р. 5–6
НОВАЯ ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ
Научная статья
УДК 656.25
DOI: 10.62994/AT.2025.5.5.001
Изобретательская деятельность СЦБистов в годы ВОВ
Башаркин Максим Викторович1, Исайчева Алевтина Геннадьевна2
1Приволжский государственный университет путей сообщения, кафедра «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте», канд. техн. наук, г. Самара, Россия, m.basharkin@samgups.ru
2Приволжский государственный университет путей сообщения, кафедра «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте», канд. техн. наук, г. Самара, Россия, isaycheva@samgups.ru
Аннотация. Во времена Великой Отечественной войны каждый житель Советского Союза вносил посильный вклад в приближение общей Победы. Инженеры, ученые, изобретатели несмотря на сложные условия продолжали совершенствовать технические системы и разрабатывать новые. Важную роль играла изобретательская деятельность для железнодорожного транспорта, имеющего стратегическое значение не только во время военных действий, но и для дальнейшего восстановления и развития страны. Значительный вклад в развитие инфраструктурного комплекса железных дорог внесли ученые и инженеры-СЦБисты.
Ключевые слова: СЦБ, Великая Отечественная война, изобретательство, рационализация, авторское свидетельство, патент на изобретение
Для цитирования: Башаркин М.В., Исайчева А.Г. Изобретательская деятельность СЦБистов в годы ВОВ // Автоматика, связь, информатика. 2025. № 5. С. 5–6. DOI: 10.62994/AT.2025.5.5.001
NEW TECHNIC AND TECHNOLOGY
Original article
The inventive activity of SCBists during the Great Patriotic War
Maksim V. Basharkin1, Alevtina G. Isaicheva2
1Volga State Transport University, department «Automation, telemechanics and communication on railway transport», associate professor, Ph.D. (Tech.), Samara, Russia, m.basharkin@samgups.ru
2Volga State Transport University, department «Automation, telemechanics and communication on railway transport», associate professor, Ph.D. (Tech.), Samara, Russia, isaycheva@samgups.ru
Abstract. During the Great Patriotic War, every inhabitant of the Soviet Union contributed to the approach of the common Victory. Engineers, scientists, and inventors, despite the difficult conditions, continued to improve technical systems and develop new ones. Inventive activity played an important role for railway transport, which was of strategic importance not only during the war, but also for the further reconstruction and development of the country. Scientists and design engineers-SCBists have made a significant contribution to the development of the railway infrastructure complex.
Keywords: signalling, Great Patriotic War, invention, rationalisation, copyright certificate, invention patent
For citation: Basharkin M.V., Isaicheva A.G., The inventive activity of SCBists during the Great Patriotic War // Automation, communications, informatics. 2025. № 5. P. 5–6. DOI: 10.62994/AT.2025.5.5.001
Список источников
1. Изобретения Победы // Федеральный институт промышленной собственности : официальный сайт. 2025. URL: https://www1.fips.ru/9may.php. (дата обращения: 10.02.25).
2. История // Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта. URL: https://vniizht.ru/history/events/.(дата обращения: 12.02.25).
3. Кафедра «Автоматика и телемеханика на железных дорогах». История кафедры // Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I: официальный сайт. URL: https://www.pgups.ru/struct/kafedra_avtomatika_i_telemekhanika_na_zheleznykh_dorogakh/istoriya-kafedry (дата обращения: 19.02.25).
4. А.с. № 68053 СССР, МПК B61L 21/04. Устройство для станционной блокировки : № 4968 : заявл. 14.03.1945: опубл. 01.01.1947 / Е.Е. Наталевич. EDN: NOUCFF.
5. А.с. № 68522 СССР, МПК B61L 23/30. Устройство для двухсторонней трехпроводной автоблокировки : № 4905 : заявл. 13.01.1945 : опубл. 31.05.1947 / А.М. Брылеев, Н.М. Фонарев. EDN: HGBTUI.
6. А.с. № 68054 СССР, МПК B61L 23/24. Устройство для однопроводной двухпутной электрожезловой сигнализации. № 5076 : заявл. 20.04.1945 : опубл. 31.03.1947 / И.П. Логвиненко, С.А. Родзевич. EDN: LRVDDP.
7. А.с. № 64049 СССР, МПК B61L 5/06. Устройство для полуавтоматического управления стрелками на сортировочных горках : № 4392 : заявл. 12.03.1943 : опубл. 31.08.1944 / А.Е. Цикунов, А.М. Шпайзман. EDN: MIUFMT.
8. А.с. № 64050 СССР, МПК B61L 3/10. Устройство для централизованного управления электровозом, осуществляющим надвигание составов на сортировочную горку : № 4391 : заявл. 12.03.1943 : опубл. 31.08.1944 / А. Е. Цикунов, А. М. Шпайзман. EDN: BZMHIZ.
9. Развитие железнодорожной автоматики и телемеханики в 1946–1980 годы // СЦБИСТ : сайт. URL: http://scbist.com/ekskurs-v-istoriyu-zheleznyh-dorog/14487-razvitie-zheleznodorozhnoi-avtomatiki-i-telemehaniki-v-1946-1980-gody.html (дата обращения: 25.02.25).
© Москва «Автоматика, связь, информатика» 2025