«Автоматика, связь, информатика»
Содержание № 1, 2020 г.
Динамика развития компании задана
Назимова С.А.
В декабре 2019 г. в Москве состоялось итоговое заседание правления ОАО «РЖД», на котором были подведены итоги работы компании и обозначены задачи на 2020 г.
В мероприятии приняли участие заместитель председателя Правительства РФ, председатель Совета директоров ОАО «РЖД» М.А. Акимов, помощник Президента РФ
И.Е. Левитин, заместитель Министра транспорта РФ В.А. Токарев, губернатор Санкт-
Петербурга А.Д. Беглов, представители федеральных и региональных органов власти, бизнеса, научных и транспортных организаций, руководители холдинга «РЖД».
Никифоров Н.А.
Впереди год единства, памяти и славы
В конце прошлого года наш журнал традиционно принял участие в пресс-конференции с участием председателя Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей (РОСПРОФЖЕЛ) Н.А. Никифорова. На этой встрече он рассказал об основных итогах работы отраслевого профсоюза в 2019 г. и поделился планами на 2020 г.
УДК 656.2 DOI: 10.34649/AT.2020.1.1.001
Розенберг Е.Н., Дубчак И.А. Шабалин Н.Г., Панферов И.А.
Организация движения поездов с сокращенным интервалом на крупных пассажирских узлах
В статье анализируется опыт создания и перспективы внедрения инновационной системы организации и управления движением, особенно на линиях с интенсивным пассажирским движением, что позволит сформировать новые транспортно-логистические схемы и повысить транспортную мобильность населения крупнейших российских мегаполисов. Построение таких систем возможно на основе современной инновационной системы интервального регулирования движения поездов (СИРДП) в сочетании с имитационным моделированием. Это наиболее эффективное направление для совершенствования организации управления движением и развития сложных технико-технологических решений для российских железных дорог в период их цифровизации.
УДК 656.212.5 DOI: 10.34649/AT.2020.1.1.002
Шабельников А.Н., Суханов А.В.
Компоненты киберфизических систем в составе КСАУ СП
Киберфизическая система – это совокупность различных естественных и искусственных объектов, которые составляют единое целое. Она является одной из основ четвертой промышленной революции (Индустрии 4.0). Особенность киберфизической системы состоит в способности к самосохранению и развитию. Благодаря слиянию информации, получаемой от компетентных специалистов, физических систем, технических средств и материальных ресурсов внутри киберфизических систем достигается положительный синергетический эффект.
УДК 656.259 DOI: 10.34649/AT.2020.1.1.003
Ольгейзер И.А.
Цифровой двойник сортировочной горки
Специалисты АО «НИИАС» накопили огромный опыт в области разработки и внедрения систем автоматизации процессов переработки вагонопотока на сортировочных станциях. На его основе можно сделать вывод, что с целью определения технических решений и технических условий при формировании заданий на проектирование в рамках реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры и строительства новых необходимо выполнять моделирование этих объектов до проведения проектных работ.
УДК 656.21 + 06 DOI: 10.34649/AT.2020.1.1.004
Швалов Д.В., Даглдиян Г.Д.
Определение скорости скатывания отцепов с помощью системы технического зрения
В настоящее время на сортировочных горках в качестве датчиков скорости движения отцепов используются радиолокационные индикаторы скорости (РИС). Измерение скорости отцепа производится при входе в тормозную позицию для передачи данных в подсистему автоматического регулирования скорости скатывания и управления прицельным торможением (АРС-УУПТ). Однако отказы РИС или нарушения требований по их настройке и регулировке могут привести к сбоям в работе АРС-УУПТ, последствиями которых будет «перетормаживание» или «недотормаживание» отцепов на тормозной позиции. В связи с этим представляет интерес исследование возможности использования системы технического зрения в качестве дублирующего канала формирования информации о скорости движения отцепов.
УДК 004.4 DOI: 10.34649/AT.2020.1.1.005
Завьялов А.М., Лапшин А.Н.
Импортозамещение программного обеспечения в ОАО «РЖД»
В статье обозначены основные проблемы, связанные с использованием проприетарного программного обеспечения в ОАО «РЖД». Приведено обоснование целесообразности замены платформы IBM System z на программно-аппаратную платформу (х86/х64). Отражены основные аспекты стратегии импортозамещения программного обеспечения в компании. Рассмотрены этапы реализации стратегии импортозамещения. Описана методика оценки платформозависимости информационных систем ОАО «РЖД».
УДК 654.024 DOI: 10.34649/AT.2020.1.1.006
Трутнев М.А., Курачков М.В., Савельев И.М.
Трансформация диспетчерской связи на железных дорогах России
Развитие современных технологий, переход на цифровые системы, рост объема передаваемых данных диктует потребность в переходе на новые широкополосные стандарты связи. Диспетчерская связь для критически важных инфраструктур, которой является железная дорога, не исключение. Внедрение широкополосной передачи данных (ШПД) в проекте «Цифровая железная дорога» для передачи оперативных данных и видеоизображений, организации станционной и маневровой цифровой диспетчерской радиосвязи требует перехода на перспективные стандарты связи. Один из них – новый международный стандарт FRMCS (Future Rail Mobile Communications System).
Наумова Д.В.
Бесшовные перевозки: настоящее и будущее
В конце ноября в Москве в рамках «Транспортной недели–2019» состоялся 13-й международный форум и выставка «Транспорт России». В этом году мероприятие было приурочено к 210-летию со дня основания единого транспортного ведомства и транспортного образования России. Посетителями стали более 12 тыс. чел. На выставке разместились более 100 стендов компаний из 42 стран, представивших новейшие проекты в области железнодорожного, автомобильного, авиационного, морского и речного транспорта.
Наумова Д.В.
Цифровизация объединяет производства
В конце прошлого года в Москве на территории «Цифрового делового пространства» в четвертый раз прошла конференция «Эффективное производство 4.0». В мероприятии приняли участие более 700 человек, среди которых руководители и специалисты промышленных предприятий, а также представители органов государственной власти, институтов поддержки и развития бизнеса. Подробнее о конференции читайте в статье.
Ершов С.А.
Мобильный комплекс для измерения параметров кодов АЛСН
В настоящее время наиболее эффективным средством измерения параметров кодов АЛСН является вагон-лаборатория. Однако проблема в том, что вагон-лаборатория обследует участки главного хода лишь раз в квартал, а остальные участки – один-два раза в год. С целью оперативного расследования и устранения причин сбоев АЛСН создан мобильный комплекс ALSignal. С помощью кабеля он совместно с ноутбуком со специализированным ПО подключается к приемным катушкам мотовоза, электровоза или тепловоза. Комплекс позволяет сократить трудозатраты, удобен для эксплуатационного персонала.
Наумова Д.В.
10 лет высоких скоростей
В декабре 2009 г. в свой первый рейс отправился «Сапсан» – самый быстрый поезд между Москвой и Санкт-Петербургом. Это событие открыло новую страницу в истории железных дорог России. За 10 лет «Сапсан» перевез более 35 млн пассажиров. В первый юбилей запуска «Сапсана» пассажирам была представлена обновленная версия состава.
Осадчева Н.В.
Новые подходы в работе с молодыми специалистами
В конце 2019 г. в Алтайском РЦС Новосибирской дирекции связи прошла встреча молодых специалистов с представителями администрации предприятия. Причем для повышения интереса к вопросам организации и оплаты труда впервые был применен формат деловой игры. Идея проведения встречи в новом формате сформировалась в связи с возникающими проблемами при стандартных подходах, основными из которых являются информационная перегруженность сотрудников и недостаток времени на изучение нормативной документации. При разработке концепции Деловой игры основной акцент был сделан на сочетание теоретических знаний в сфере организации, оплаты и мотивации труда с практическими навыками расчета заработной платы.
Вадченко О.А.
Высшая награда за достойный труд
В декабре для вручения одной из высших государственных наград – медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени в Москву пригласили начальника участка производства Воронежского РЦС Воронежской дирекции связи ЦСС Николая Николаевича Голопуза.