Автоматика, связь, информатика. 2025. № 6. С. 2–4
Automation, communications, informatics. 2025. № 6. Р. 2–4
НОВАЯ ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ
Научная статья
УДК 681.518.5
DOI: 10.62994/AT.2025.6.6.001
Диагностика изолирующих стыков на основе оценки предотказных состояний
Тарасов Евгений Михайлович1, Тарасова Анна Евгеньевна2, Надежкин Вадим Александрович3, Бредун Илья Сергеевич4
1Приволжский государственный университет путей сообщения, заведующий кафедрой «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте», профессор, д-р техн. наук, г. Самара, Россия, e.tarasov@samgups.ru
2Приволжский государственный университет путей сообщения, кафедра «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте», доцент, канд. техн. наук, г. Самара, Россия, a.tarasova@samgups.ru
3Приволжский государственный университет путей сообщения, кафедра «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте», доцент, канд. техн. наук, г. Самара, Россия, v.nadezhkin@samgups.ru
4Приволжский государственный университет путей сообщения, кафедра «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте», аспирант, г. Самара, Россия, i.bredun@samgups.ru
Аннотация. Проблема отказов изолирующих стыков приводит к повышенным затратам на восстановление и рискам для безопасности перевозочного процесса. Авторы предлагают использовать диагностические функции изолирующих стыков в виде полиномов, аргументами у которых являются токи опроса рельсовых линий, протекающие через изолирующие стыки, при уменьшении их сопротивления. Реализация алгоритма диагностики изолирующих стыков позволяет классифицировать их состояние (исправное, предотказное, отказное) и передавать данные в центр мониторинга. Исследования направлены на повышение надежности железнодорожной автоматики, сокращение трудоемкости восстановительных работ и минимизацию ущерба от отказов.
Ключевые слова: изолирующие стыки, предотказные состояния, автоматизированная диагностика, цифровой двойник, сигнальные токи, киберфизические системы, рельсовые цепи
Для цитирования: Тарасов Е.М., Тарасова А.Е., Надежкин В.А., Бредун И.С. Диагностика изолирующих стыков на основе оценки предотказных состояний // Автоматика, связь, информатика. 2025. № 6. С. 2–4. DOI: 10.62994/AT.2025.6.6.001
NEW TECHNIC AND TECHNOLOGY
Original article
Automated diagnostics of insulating joints based on assessment of pre-failure conditions
Evgeny M. Tarasov1, Anna E. Tarasova2, Vadim A. Nadezhkin3, Ilya S. Bredun4
1Volga state transport university (SSTU), professor, head of the department «Automation, telemechanics and communication on railway transport», Grand PhD in Engineering, Samara, Russia, e.tarasov@samgups.ru, SPIN-код: 9458-4793
2Volga state transport university (SSTU), associate professor of the department «Automation, telemechanics and communication on railway transport», PhD in Engineering, Samara, Russia, a.tarasova@samgups.ru, SPIN-код: 9018-6970
3Volga state transport university (SSTU), associate professor of the department «Automation, telemechanics and communication on railway transport», PhD in Engineering, Samara, Russia, v.nadezhkin@samgups.ru, SPIN-код: 8267-7012
4Volga state transport university (SSTU), lecturer of the department «Automation, telemechanics and communication on railway transport», PhD student, Samara, Russia, i.bredun@samgups.ru, SPIN-код: 4348-7566
Abstract. The problem of failures of insulating joints leads to increased restoration costs and risks to the safety of the transportation process. The authors propose to use the diagnostic functions of insulating joints in the form of polynomials, the arguments of which are the polling currents of rail lines flowing through insulating joints, while reducing their resistance. The implementation of the diagnostic algorithm for isolating joints makes it possible to classify joint conditions (serviceable, pre-failure, and failed) and transmit data to the monitoring center. The research results are aimed at improving the reliability of railway automation, reducing the complexity of restoration work and minimizing damage from failures.
Keywords: insulating joints, pre-failure states, automated diagnostics, digital twin, signal currents, cyberphysical systems, rail circuits
For citation: Tarasov E.M., Tarasova A.E., Nadezhkin V.A., Bredun I.S. Automated diagnostics of insulating joints based on assessment of pre-failure conditions // Automation, communications, informatics. 2025. № 6. P. 2–4. DOI: 10.62994/AT.2025.6.6.001
Список источников
1. Надежность систем железнодорожной автоматики, телемеханики и связи : учебное пособие / В.В. Сапожников, Вл.В. Сапожников, Д.В. Ефанов, В.И. Шаманов. М. : УМЦ ЖДТ, 2017. 318 с.
2. Пудовкина О.Е. Теоретический взгляд на цифровизацию промышленности // Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ «Нацразвитие». СПб.: Гуманитарный национальный исследовательский институт «НАЦРАЗВИТИЕ», 2021. С. 372–374. DOI: 10.37539/MAY191.2021.49.97.057. EDN:EVFNBH.
3. Бредун И.С., Тарасов Е.М. Разработка обобщенной и основной четырехполюсной схемы замещения рельсовых цепей // Транспортное дело России. 2024. № 4. С. 228–231. EDN:PWSNIY.
4. Тарасов Е.М., Бредун И.С. Анализ перспектив интеграции цифровых двойников на основе мониторинга состояния с использованием машинного обучения в аппаратуру железнодорожной инфраструктуры // Мехатроника, автоматизация и управление на транспорте : материалы V Всероссийской научно-практической конференции. Самара: СамГУПС, 2023. С. 12–14. EDN:OPBGKS.
© Москва «Автоматика, связь, информатика» 2025